75-летие Реутова отметили фестивалем колокольной музыки

Культура и спорт
Андрей Маленков / Подмосковье сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]

Громким, многоголосым праздничным перезвоном колоколов под золочеными куполами храма Святой Троицы начался в юбилейный для наукограда день фестиваль колокольной музыки, на который съехались профессиональные звонари и коллективы из подмосковных городов и столицы. Горожанам и гостям праздника выпала редкая возможность вживую услышать уникальные перезвоны и попробовать себя в роли звонарей. О том, что важно при исполнении музыки на колоколах, где у них (колоколов) находятся талия, губа и плечо, и мечтах звонарей рассказывает корреспондент «Подмосковье сегодня».

Обманчивая простота

Когда смотришь, как ловко и непринужденно на специально установленной перед храмом звоннице управляется с колоколами звонарь, складывается впечатление, что дело это совершенно нетрудное. Всю сложность процесса ощущаешь, когда сам встаешь. Синхронность движений при управлении маленькими колоколами – еще куда ни шло, но когда дело доходит до благовестника – самого большого колокола с ножным приводом – понимаешь, что фитнеса в жизни не хватает.

– Это еще что. Вот у меня был случай. Попросили позвонить на крестный ход, посвященный иконе «Неупиваемая чаша» в Серпуховском приходе. Я поднимаюсь на колокольню и... Там было три благовестника и мелкие колокола, и с последними я ничего сделать не могу, там какие-то резинки натянуты. Ну тогда я решил, что звонить буду только на благовестниках, а они все за 10 тонн весом. Языки у этих колоколов очень тяжелые. Чтобы их привести в движение ногами, надо было наваливаться всем весом. Так что мне пришлось изрядно поплясать, чтобы прозвонить, – рассказал праздничный звонарь и руководитель проекта «Соловьи России – Русские колокола» Вадим Мартовой.

Когда язык болтает во благо

...У звонницы появляется многочисленная детвора. Каждый хочет звякнуть.

– Не забывай отпускать веревки. Язык должен болтаться. Тогда звук и получается. Видишь, как он устья губы касается – звон выходит. Да повеселее давай, чтобы я не уснул, – наставлял звонарь, помогая пятилетнему Пете.

– Колокол сам по себе инструмент самодостаточный. Даже при малом количестве колоколов можно извлекать веселый перезвон, – говорит Вадим Мартовой и предлагает вниманию присутствующих праздничный трезвон на трех колоколах, а потом его же на 10. Как говорится, почувствуйте разницу – она несущественная.

– Не зря же на Руси колокола одухотворяли, даже части колокола называются, как части человеческого тела: язык, талия (там же, где и у человека), заплечики (кайма по низкой широкой части), плечо, – подчеркивает Вадим. – Это инструмент с душой. Звонарю остается благословение свыше и чувство ритма.

Душа чувствуется в каждом звуке. Как в перезвоне – когда каждый колокол звонит в свою очередь, так и в трезвоне – когда задействованы все колокола, и даже в благовесте – когда звонят только в самый большой колокол.

– Люди так мало знают об этом искусстве, – говорит звонарь-любитель из Серпуховского района, – а музыка колокольная очень красива, ее нельзя перепутать ни с чем.

Правоту его слов подтверждает выступление ансамбля «Колокола России». Совершенно новое звучание обретают знакомые «Вальс цветов» или «Неаполитанская песенка».

– Мы стараемся насыщать нашу культуру православной традицией. Ни для кого не секрет, что мультикультура заполонила наше искусство, и мы уже плохо отличаем, где наша культура, где не наша. Я хочу, чтобы люди вспоминали, возвращались к своим истокам, – подчеркнул Вадим Мартовой.

Поделиться