Алена Апина: «Я увидела, чем живут дети в Подмосковье»

Культура и спорт
из личного архива Алены Апиной

Фото: [из личного архива Алены Апиной]

Певица Алена Апина всегда тонко чувствовала, как сделать из песни настоящий хит. Ее «Электричку», «Ксюшу» и другие композиции страна, кажется, знает наизусть. Сегодня заслуженная артистка России в свободное от концертов и гастролей время раскрывает в себе новые таланты: ведет авторскую программу на радио, читает лекции по музыке и искусству молодому поколению в Одинцовской гимназии, пишет пьесы и выступает как режиссер-постановщик. Недавно Апина поставила со своими «кроликами», как она нежно называет учеников, спектакль «Ночь перед экзаменами».

- Алена, когда узнал, что вы преподаете историю искусств и музыки в Одинцовской лингвистической гимназии, сказать, что я удивился, это, пожалуй, не сказать ничего!

- Вы только ради бога не пишите, что я теперь стала учителем и занимаюсь только этим. Первый репортаж, который сделали журналисты, выглядел именно так. Хотели как лучше, получилось как всегда. Я уделяю этому всего два часа в неделю. Вот вы же тратите время на то, чтобы попить с дружками пиво?

- Бывает иногда.

- А я не пью пиво. Мне гораздо приятнее встретиться не с дружками, а со своими детьми. Посмотреть в их ясные очи, рассказать им очередную «творческую пургу», которая у меня в голове сидит, открыть им новые горизонты мирового искусства. Мне удалось выкроить пару часов в неделю на занятия с ними и в этом году. Но делаю это в свободное от концертов, гастролей, съемок на ТВ, работы над моим новым альбомом и записей своей авторской программы на радио время. Если правильно организовать себя, то все можно успеть, а общение с детьми, диалоги о высоком и вечном всех нас заряжают позитивом и креативом. Ведь это – самая лучшая возможность открыть внутренний мир человека, вдохновить его на творчество!

- И все же… больше примеров в истории отечественной эстрады я вот так спонтанно не вспомню. Что подвигло?

- Меня подвигло то, что мой ребенок учится в этой гимназии. Однажды Ксения пожаловалась, что ей скучно на уроках музыки. Меня это страшно расстроило, и я решила сама попробовать увлечь ребят. Я не хотела, чтобы Ксюша и те дети, с которыми она учится, занимались по старой системе. Вот этот образ березки в русских песнях и так далее я считаю на сегодняшний день не совсем актуальным. Конечно, подача музыкального материала и сама методика преподавания сегодня поменялись, но, если честно, не сильно. Например, у нас с детьми был урок русской музыки. В стране в это время как раз проходила Олимпиада в Сочи. Я записала церемонию открытия, и мы смотрели это шоу с точки зрения использования в ней русской классической музыки. Там и Свиридов звучал, и Прокофьев, и Чайковский – это же наше настоящее богатство, наша культура! В какой методичке или учебнике можно найти такой подход к знакомству с великим? И дети слушали мои разъяснения с искренним интересом, так как вся страна тогда жила именно Олимпиадой! Я очень благодарна дирекции школы, что она пошла на этот эксперимент.

- С современными детьми сложно найти общий язык? Как они вас воспринимают: как известную артистку или как друга?

- И не то, и не другое. На переменах с ними на одной ножке не прыгаю, но и авторитетом тоже не давлю. Главное, я смогла заразить их любовью к музыке и искусству. Проводя с ними время на занятиях и репетициях, я увидела, чем живут дети в Подмосковье, стала еще лучше понимать свою дочь. Мы начали ставить с ребятами мюзиклы, спектакли. Я сама пишу сценарии и выступаю в качестве режиссера-постановщика, а ребята пробуют себя в роли актеров. Сейчас вот выпустили спектакль «Ночь перед экзаменом», где главные герои – наши классики и современные подростки, которые практически живут в виртуальном мире. В ночь перед экзаменом происходит чудо, они встречаются с Пушкиным, Чеховым, Гоголем. А на протяжении всего действа звучит удивительная музыка Майкла Джексона. Готовясь к постановке, я заново открыла для себя его музыку.

- Откуда в певице Алене Апиной проснулся режиссер?

- Наверное, это долгая история. Режиссером я себя не считаю. Это не мой жанр, да и вообще не моя профессия. Дело в том, что у меня есть 24 «кролика» – мои дети, которым я уже четыре года преподаю музыку и историю искусства. А знакома с ними и того больше, лет восемь, так как они – одноклассники моей дочки. Наш класс был первым, кто сел за парты в новом построенном здании. Когда я начала им преподавать музыку, у меня появилась возможность проводить на них какие-то опыты, делать интересные творческие проекты, которые больше нигде не возможны. Эти знания и навыки сваливаются откуда-то сверху, и мне хочется поделиться ими с детьми.

- «Ночь перед экзаменом» - это не первый спектакль, который вы поставили с ребятами. О чем были предыдущие?

- Да, мы с ними сделали уже третий спектакль. Первый был мюзикл «New Yellow Submarine» в честь 50-летия мировой славы группы Beatles. Музыка, естественно, оригинальная, а сюжет и драматургические моменты легли на мои плечи. А дети (причем все 24 человека без исключения) пели, танцевали, играли, и заметьте, все на английском языке. Потом мы с ними поставили «Колобка» на новый лад. В жанре ток-шоу а-ля Андрей Малахов.

- Спектакли – это новый способ увлечь детей миром искусства и научить их чему-то на практике?

- Я считаю, что научить детей в этом возрасте практически ничему нельзя. Главное – дать им толчок, зажечь в них искру и направить. А дальше уже они сами выберут путь. Сегодня у нас есть интернет, всевозможные кружки, уйма прекрасных педагогов, пожалуйста, выбирайте! Моя задача, как мне кажется, приоткрыть им дверь в мир искусства, показать, что к чему, чтобы они горизонты новые увидели. К сожалению, дети взрослеют, им уже по 14 лет. Девочки сформировались в прекрасных девушек, мальчики потеряли свои ангельские голоса. Вскоре у них начнутся серьезные экзамены, все эти ЕГЭ, и, по сути, взрослая жизнь. Да и потом очень редко кому-то удается выпрыгнуть из четко проложенной родителями и обществом колеи и найти свой путь. Так что это последняя возможность как-то попытаться глубоко залезть в их подсознание и поучаствовать в формировании серого вещества.

- Вам как кажется, удается?

- Вы знаете, мое недавнее открытие – это лекции профессора из Санкт-Петербурга Татьяны Владимировны Черниговской. По интернету она – нейролингвист: копается в голове, ищет следствия и причины. И выводы у нее, конечно, феноменальные. Заключаются они в том, что до сих пор не понятно: то ли мы руководим мозгом, то ли он нами. Может быть, мы просто оболочка для мозга?! В общем, дебри страшные. Но главное, мозг у нас такой, что любую задачу, которую мы ставим перед ним, например, научиться ходить или водить машину, он очень быстро решает. Ищет простейшие алгоритмы, как это выполнять, передает в мышечную память и потом этим особо не заморачивается. Единственное, к чему он никогда не найдет ключа и не сможет приспособиться, – это творчество. Потому что у искусства нет логики и границ. Когда ты начинаешь творить, мозг всегда на стреме. А так как сейчас модно быть здоровым и умным, то я пришла к выводу, что только благодаря творчеству можно развивать серое вещество в головках наших детей.

- Да, да… Но сегодня дети, мне кажется, забросили толстенные романы классиков, они предпочитают беллетристику и гаджеты. Я так понимаю, ваш спектакль «Ночь перед экзаменом» своего рода протест против такого положения дел?

- Когда мы с мужем выбираемся куда-то отдохнуть в компании, он всегда встает и говорит тост за Стива Джобса. Мол, если бы не он, то что бы тогда творилось за столом?! И действительно, все дети, да и взрослые, которые находятся рядом, обычно сидят, уткнувшись в свои телефоны и гаджеты. Понимаете, сегодня абсолютно поменялась матрица восприятия информации. Мы только вступили в фазу новых технологий, и уже так кардинально они нас поменяли. То, что, извините меня, не сделал Наполеон и Гитлер, с легкостью смог воплотить в жизнь Джобс. Он поменял нам сознание, стереотипы, модель общения, открыл границы. Земной шар стал очень маленьким и мобильным. Произошли какие-то кардинальные изменения, которые даже не нам оценивать. Так вот даже стиль чтения у наших детей стал чисто информативным, они уже не вникают в тексты, другие смыслы не видят красоты слов. Они не понимают, как этим пользоваться. Не то что бы они глупые, а просто уже не умеют этого делать. И они так много от этого теряют.

- Работая над спектаклем, вам удалось помочь детям открыть скрытые смыслы, заложенные писателями?

- В пределах разумного. Я не давила, ждала, когда они сами начнут задавать вопросы. Затем уже показала отрывки из хороших фильмов по классикам, которые тоже дали свой толчок к пониманию материала. Наш спектакль – это, с одной стороны, знакомство с классиками, а с другой – погружение в материал. К примеру, когда мы работали над рассказом Чехова, дети читали его и никак не могли понять, что же там смешного. И когда мы уже в 25-й раз стали вчитываться, я, наконец, услышала гомерический хохот. Дети вдруг поняли, про что идет речь. «Помещик Шепчурыгин, 65 лет, мошенник, но человек порядочный»… Это только Чехов мог так точно описать характер в двух словах. А детям это кажется бредом, мол, ну что за фигня: мошенник и порядочный?! А тут они по-другому все это прочли и стали от души смеяться. Они увидели другой мир, стоящий за словами.

- Алена, не обращали внимания, после такой кропотливой работы дети стали чаще брать в руки книги?

- Вообще самая лучшая гимнастика для мозга – чтение. Он всегда ждет этого процесса во всеоружии, потому что никогда не знает, с чем придется столкнуться на страницах хорошей книги. Когда человек влюблен, у него одно восприятие Пушкина, когда ему нужно просто прочесть Онегина для домашнего задания – совершенно другое. И это заставляет работать мозг. При чтении он, как и любая мышца, развивается. Наш спектакль основан на произведениях трех великих писателей – Пушкина, Гоголя и Чехова. До нашей работы дети не знали многих интересных фактов из их жизни. А теперь познакомились не только с их произведениями, но и биографиями. Конечно, я не испытываю иллюзий по поводу того, что дети теперь начнут взахлеб читать книги, но что-то в них уже меняется, это видно.

Поделиться