Бертман: Клин может стать оперной столицей

Культура и спорт
Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Фото: [Екатерина Чеснокова / РИА Новости]

Дмитрий Бертман – фигура в музыкальном мире знаковая. Он создал один из лучших музыкальных театров в Москве. В его коллективе – сотни людей, голоса которых звучат по всему миру. Звучат и в подмосковном Клину. Об этом и многом другом Дмитрий Александрович рассказал корреспонденту «Подмосковье сегодня».

У музыки Чайковского предела нет

– Дмитрий Александрович, вы один из тех, кто диктует моду в музыкальной жизни. Нынешний год проходит под знаком Чайковского – 175 лет композитору. Как готовитесь к этой серьезной дате?

– Чайковский – мой любимый композитор. Оперу «Евгений Онегин» я ставил восемь раз в разных странах. Готов ставить столько же. «Травиату» Верди я инсценировал семь раз. От восьмого отказался. У музыки Верди есть предел. У Чайковского предела нет, он многозначен. Скоро реконструированное здание театра «Геликон-опера» снова откроет двери, и первое, что поставлю на новой сцене, – опера «Евгений Онегин» Чайковского. Затем – «Орлеанскую деву». Тоже на музыку Петра Ильича. Параллельно готовлю двухдневный фестиваль «Москва Чайковского». Два дня в августе на многих столичных площадках будет звучать не только его музыка, но и с помощью установленных экранов можно будет пройти с видеоэкскурсией по музею-заповеднику Чайковского в Клину. Я давно искренне дружу с его коллективом и дорожу этими отношениями.

– Стало быть, часто бываете там?

– Безусловно. И совсем скоро отправлюсь туда снова: вместе с телеканалом «Культура» начинаем съемки документального фильма о жизни композитора в Клину. Еще проведем большой гала-концерт «Неизвестный Чайковский» в Москве. Будут исполнены его редко звучащие произведения. Некоторые вообще впервые. Например, последнее произведение композитора – квартет «Ночь».

Неизвестный Петр Ильич

– Многим кажется, что у Чайковского озвучена каждая нота…

– Это заблуждение. Расскажу такой случай. Чайковский написал оперу «Ундина» и отдал в Мариинский театр. В постановке отказали, и он в сердцах сжег партитуру. Однако перед тем, как отдать в Мариинку, он отправил в Москву несколько номеров для анонсного концерта. Таким замечательным образом эти номера сохранились. Позже композитор пытался восстановить эту музыку. Не смог. И взялся за «Лебединое озеро», где использовал музыкальные номера, предназначенные для «Ундины». Петр Ильич начинал писать музыку и к «Гамлету», и к «Севильскому цирюльнику»», но не закончил. Эта музыка тоже будет звучать на гала-концерте, как и музыкальные приветствия, которые Чайковский отсылал друзьям. Их никогда не исполняли.

Клин - это упущенная выгода

– В прошлом году вместе с коллективом музея-заповедника Чайковского в Клину вы устроили концерт. А в этом году концерт ожидается?

– На фестивале, который организуют в музее в начале мая, выступит и наш коллектив. Моя мечта – чтобы когда-нибудь Клин стал оперной столицей Подмосковья, как, например, австрийский Зальцбург, связанный с именем Моцарта. Там билеты на фестивали люди заказывают на 10 лет вперед.

Но для этого нужны фестивальные залы. Нужно, чтобы кто-то этим сильно озаботился. У нас все держится на человеческом факторе. И Клин, привлекающий к себе лучших мировых музыкантов, – это упущенная выгода. Сейчас, слава богу, в область пришел молодой энергичный губернатор. На него многие смотрят с надеждой. Я – среди этих людей.

– Слышала ваше заявление, что вы готовы к любым деловым предложениям, связанным с Подмосковьем…

– Да, мечтаю создать фестиваль, который бы объединил областные музеи – Мураново, Мелихово, и так далее. К Мелихову вообще отношение особое, с ним связано детство. Недалеко от музея, в деревне Чепелево, я каждое лето проводил на даче у бабушки с дедом. Они частенько возили меня в Мелихово. Это осталось в памяти на всю жизнь.

Поделиться