Как село Ершово стало родиной подмосковного джаза

Культура и спорт
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

Диксиленд – это ансамбль, состоящий из белых исполнителей, которые подражают традиционным темнокожим джазовым коллективам. Ершово – село в Одинцовском районе в 50 км от Москвы. Если объединить эти два понятия, то получим самобытную музыкальную группу, которая успела заслужить признание на международной джазовой сцене. И самое удивительное, что солируют в ней школьники. На одной из репетиций «Ершовского диксиленда» побывал корреспондент «Подмосковье сегодня».

Мобильный диксиленд

Ребята разыгрываются в небольшой комнате на втором этаже местного Дома культуры. В ансамбле три человека: Даниил Винивитин, Насим Стуров и Иван Сигуев. Музыканты сосредоточены и даже не переговариваются. Руководитель коллектива Александр Шулаев поясняет, что классический состав диксиленда более многочисленный – в него могут входить клавишные и ударные.

– У нас только три дудки: труба, тромбон и саксофон. Клавиши и ударные записаны на «минус» и играют как сопровождение. Зато мы мобильны – вышел на сцену, отыграл и свободен. А представьте, если на каждое выступление таскать ударную установку, настраивать ее, – говорит педагог.

По словам Шулаева, разъезжать и выступать приходится много. За четыре года существования диксиленда он со своими учениками побывал в нескольких городах области, Москве, Санкт-Петербурге и даже в Испании.

– Несмотря на долгую и богатую историю, джаз в нашей стране до сих пор в диковинку и из-за этого очень востребован. Всем хочется послушать что-то необычное, – говорит Александр Шулаев.

Разогрев окончен, пора выходить на сцену.

На сцене

Несмотря на статус репетиции, ребята в полном обмундировании: в ярких жилетках и шляпах они выглядят как трио 50-х годов, гастролирующее по югу США. Звукорежиссер заряжает «минус» недостающих инструментов, юные музыканты, набрав полные легкие, точно вступают в такт – и в подмосковном Ершове начинает рождаться настоящий джаз. О плавности и линейности музыки стоит забыть – здесь в цене неровный ритм и импровизация. Инициативу своими эмоциональными всплесками перехватывают то труба, то тромбон.

– Репертуар у нас пока небольшой – всего две композиции. Просто это новый состав диксиленда, уже третий. Для конкурсов и выступлений пока достаточно, но в ближайшее время освоим что-то новое. С прошлыми составами мы доходили до пяти произведений, – рассказывает Шулаев.

Начало

В Ершове играют джаз с 2013 года. За это время диксиленд сменил уже три состава. Коллектив появился как дополнительный стимул для лучших солистов местного духового оркестра.

– Ершовским духовым оркестром я руковожу с 2004 года. Сначала было тяжело, не хватало инструментов. Но мы заявили о себе, выиграв несколько конкурсов, и благодаря помощи администрации сельского поселения и местной школы закупили инструменты и даже концертную форму, – вспоминает Шулаев.

Затем пришли новые успехи, но возникла другая проблема – лучшие музыканты начали терять интерес и уходить.

– При всем уважении к классическому направлению ребятам быстро надоедало, особенно тем, у кого уже много что получалось. Поэтому для них пришлось придумывать что-то новое. И я как любитель джаза предложил диксиленд. Ведь это уже другой уровень — более сложная музыка, импровизация. Поэтому стал выбирать самых лучших и трудолюбивых, – поясняет педагог.

При этом, по словам педагога, без классической школы в джазе делать нечего: сначала нужно научиться рождать звук, а потом уже импровизировать.

– В духовой оркестр я набираю со второго класса. Просто прихожу в школу и говорю: «Покажите мне самых трудолюбивых». Дальше, если ребенку нравится, он остается. К пятому классу они уже знают базу, и тогда трех лучших учеников я знакомлю с миром джаза. Ребята играют до 7–9-го класса, а дальше либо продолжают заниматься музыкой, либо выбирают другой путь, а я снова выбираю трех лучших, – поясняет Шулаев.

«Ходите ко мне»

Чтобы найти себя в джазе или просто в духовом оркестре, не обязательно поступать в музыкальную школу, считает Александр Шулаев. Его подход – это постоянная практика и выступления на сцене, поэтому у участников самодеятельных ансамблей больше шансов устроить себе светлое музыкальное будущее.

– Когда ко мне приходят мамы учеников и говорят, что ребенок не успевает заниматься и в диксиленде, и в музыкалке, я отвечаю: ходите ко мне. Самодеятельный ансамбль – это поле боя, где будущий музыкант закаляется как профессионал. Хотите пример? Пожалуйста. Участник первого состава диксиленда Иван Чернов поступил в оркестр Кремлевского полка, уже выступил на фестивале «Спасская башня». К слову, конкурс он выиграл даже у выпускников консерватории. А один из самых известных отечественных джаз-музыкантов Георгий Гаранян вообще не имел музыкального образования, – говорит Шулаев.