Лидер группы «Божья коровка»: здравствуйте, мы вам будем играть рок!

Культура и спорт
Андрей Маленков / Подмосковье сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]

В 1990-е хит группы «Божья коровка» «Гранитный камушек» звучал чуть ли не из каждого утюга. Тогда всем хорошо запомнился и красно-черный пиджак солиста, стилизованный под одноименное насекомое. Затем были альбомы «Улети на небо», «Моя Королевишна», «Женщина мечты» и… вроде бы тишина. Но группа не распалась, как это часто бывает, не поменяла название, имидж или стиль исполнения. Просто не стала конкурировать с обеспеченными музыкантами, готовыми платить за ротацию собственных песен баснословные деньги. «Божья коровка» по-прежнему выступает с концертами в Москве, Подмосковье, да и по всей России, а их последний клип «Денег дай» набрал в YouTube более миллиона просмотров. О том, как пробиваются через тернии к славе артисты, и о подводных камнях шоу-бизнеса в интервью газете «Подмосковье сегодня» рассказал основатель и солист группы Владимир Воленко.

Раскрутка – дело тонкое

– Владимир, ваш проект начинался в стиле художественного китча. На студии группы «Дюна» был записан первый альбом «Начало шестого сигнала». Почему решили перестроиться на поп-музыку?

– Когда я вернулся из армии в 1986 году, то сразу понял, что перестройка в стране идет полным ходом. Особенно это касалось кино, литературы, музыки, гласности и демократии. Побывав на фестивале отечественного металлического рока и в рок-лаборатории на концертах групп «Кино», «Аквариум», «АВИА», «Ва-банкъ» А.Ф. Скляра, «Звуки Му», «Ноль» Федора Чистякова, «АукцЫон», я вдохновился этими стебно-протестными настроениями и начал пытаться делать что-то подобное. Однако уже к концу 80-х эпоха перестроечного рока уступила место музыке типа «Ласковый май», а это была уже совсем другая эстетика. Со временем и мы склонились к простым песенкам про любовь, более понятным широкому отечественному слушателю.

– Когда записывали «Гранитный камушек», чувствовали, что это будущий хит?

– Никакого расчета не было. Я пел эту песню повсюду лет десять, но никто не считал ее суперхитом, пока не случился контракт с «ЛИС`С», в результате которого ролик «Хит-парада Останкино» находился в тяжелой ротации почти восемь месяцев. И тогда все заговорили, что это хит. Однако я не уверен, что без этого контракта песня стала бы столь известной.

Позже был трехгодичный контракт с фирмой «ОРТ рекордз», генеральным продюсером которой стал в 1997-м Иосиф Пригожин. Сначала все шло по плану: в первый год мы выпустили альбом «Моя Королевишна», затем «Женщина мечты», но в результате кризиса 1998 года компания развалилась. Причины мне не объяснили. А уже в 2000-м для раскрутки «А по Волге вверх теплоход» мне в одной компании предложили принести $100 тыс.

– И что? Вы решили, что пойдете собственным путем?

– В 90-х все было предельно ясно: если ты выпускаешь удачный альбом, в котором есть пара хитов, то механизм запускается сам собой. Снимается один-два клипа на заглавные песни, альбомы продаются большими тиражами, ты едешь на гастроли. Но в начале 2000-х все стало измеряться исключительно сопутствующими бюджетами, а в 2008-м случился не только финансовый кризис, но и кризис музыкального рынка. Лейблы, выпускающие CD, МР3, DVD, начали банкротиться и закрываться или перепрофилироваться. Возник вопрос: как раскручивать свои песни? Бесплатно выкладывать их альбомами в сеть? Но в этом случае очень трудно что-либо заработать, потому что российский пользователь привык скачивать все бесплатно и без регистрации, а система монетизации худо-бедно начала налаживаться только сейчас.

Публика в восторге

– А что с концертами, гастролируете сейчас?

– Обязательно. Конечно, не так, как раньше. Сейчас любой артист скажет, что гастрольная жизнь сильно поубавилась. Однако «Божья коровка» часто выступает в сборных концертах, весьма востребованы дискотеки 80-х, 90-х. В начале ноября много мероприятий, связанных с Днем полиции. Но сольники в Москве нам, увы, не потянуть. Например, чтобы провести концерт в одном из крупных залов, независимо от того, сколько вы соберете людей по билетам, за аренду зала и рекламу 1,5 млн руб. отдать нужно сразу же. Но мы такими категориями не мыслим, если и проводим сольники, то на периферии.

– Публика приходит на «Божью коровку», не забыли?

– Публика от нас всегда в восторге. Однако сегодня народ в этом смысле весьма избирателен, ведь при 24-часовой работе индустрии развлечений на телевидении и в интернете на концерт по билетам людей собрать очень трудно. Но если уж люди приходят, то они остаются довольны, ведь каждое выступление мы превращаем в спектакль.

Менять стиль не дело

– Не думали поменять стиль исполнения, имидж группы, чтобы оказаться в тренде?

– Известно, что лучшее – враг хорошего. Если ты нащупал какую-то волну, то ее и придерживайся, а поменяв проверенное, можно не только улучшить свое положение, но велика вероятность и ухудшить его. Мы пробовали разное. Однако вся территория шоу-бизнеса давно поделена. Нельзя просто так прийти в рок-клуб и сказать: «Здрасьте, мы вам сейчас рок сыграем». Даже если ты умеешь это делать, тебя адекватно просто не воспримут, потому как от тебя привыкли слышать иное. Если рванетесь, например, в шансон, вам также скажут: «У нас давно свои герои». У меня есть альбом «Апельсины», написанный в жанре русского шансона. Песни очень хорошие, публика их принимает «на ура». Некоторые из них даже «Шансон ТВ» и радио «Шансон» с удовольствием ставят в эфир, но никто никогда не решится сказать, что «Божья коровка» – это проект, работающий в жанре русского шансона.

– Что скажете по поводу творческих планов?

– Последние несколько лет мы снова стали снимать клипы (примерно по одному-два в год), теперь в Full-HD качестве. Клип 2015 года «Денег дай» собрал уже более миллиона просмотров. Мы решили напоминать о себе не аудиотреками, в нынешнем музыкальном потоке их просто никто не заметит, а сразу клипами. Люди слушают песню и видят нас на экране компьютера, аудиовизуальный эффект гораздо более действенен. Помимо новых видео, я работаю и со старым аудиоматериалом. Каждые пять-десять лет приходится переписывать часто используемые песни, потому как саунд и аранжировки требуют постоянных обновлений. Сегодня многие исполнители создают свои каналы на YouTube, составляют подборку всех выпущенных альбомов, клипов и синглов.

– Вне работы какую музыку слушаете?

– Портим себе вкус, так сказать, – слушаем джаз, рок. Там много аналитических программ, обсуждений духовно-нравственных вопросов, вопросов философии, истории. Там же можно услышать и абсолютно некоммерческую этническую музыку, которую вы не услышите сейчас уже больше нигде.

Поделиться