Музей русского десерта обживается в Звенигороде

Культура и спорт
Денис Трудников / Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Сегодня]

В двухэтажном особняке XIX века в Звенигороде начали возрождать производство традиционной русской уличной еды – баранок. В новом музее каждый может не только освоить нужные навыки, но и на деле узнать, какие перспективы у этого промысла в наши дни. Надо только прийти в ставший одним из туристских брендов города Музей русского десерта.

Десерт на грант

Музей русского десерта – предприятие молодое, развивающееся. Еще пару лет назад его не было в природе. В прошлом году он занимал несколько комнат над магазином на Московской улице. Тесновато было. Зато будило творческую мысль сотрудников.

В 2014 году с программой возрождения старинной уличной еды – баранок-обваренок – музей принял участие в первом Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел», который провел благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. И выиграл грант на свой проект. Для его реализации музею понадобился новый дом, где можно было заняться возрождением славы русских баранок. А для этого надо было построить правильные печи.

Дом с мезонином

В конце 2014 – начале 2015 года музей переехал в двухэтажный дом купчихи Фокиной на улице Фрунзе, построенный в 1886 году. Дом украшали деревянный мезонин, маленькая башенка с часами и ажурный балкончик. Бурная отечественная история не пощадила этого архитектурного кокетства, но сам дом с толстыми стенами из красного кирпича устоял. И теперь входит в роль музея.

Вторая жизнь кирпичей

Для производства баранок на первом этаже музея построили специальную печь. На нее ушло около 1500 кирпичей. С виду похожа на традиционную русскую, но устроена хитрее. Одна печка построена вокруг другой. А между ними – прослойка воздуха. По словам основателя музея Татьяны Феиной, эту печь можно топить, топить и топить, не опасаясь перетопа, который может серьезно повредить печь. А пол в этом зале выложен из старых печных кирпичей, найденных при ремонте. Теперь у них началась вторая жизнь.

Четверо у печи

Мастер-класс по изготовлению баранок в музее – самый популярный. Он в игровой форме возвращает туристов в историческое производство. Для этой тяжелой работы нужны были четыре крепких мужика – натирщик, делальщик, ошпарщик и пекарь. Натирщик месил тесто, сначала – руками, потом рубил особым образом – специальными хлебопекарными ножами. Делальщик лепил баранки. Ошпарщик обваривал заготовки крутым кипятком. Пекарь, ясное дело, выпекал продукцию. Обваривали баранки для вкуса и глянца. Так же поступали и с калачами.

Генеральская печь

Вторая печка, поставленная в соседнем помещении, – знаменитая двухкамерная печь генерала Васмунда. В ней согласно приказу № 27 по войскам гвардии от 1887 года выпекали хлеб в императорской армии.

Она была компактнее, чем традиционная русская печь, и топлива ей требовалось гораздо меньше. Генеральская печка нужна Татьяне Феиной, чтобы печь из ржаной муки. Пока она не готова.

Деловой подход

Татьяна Феина считает, что баранки – это не забава.

– Уже есть мастер-класс для взрослых по производству баранок. Там рассказывают, как зарабатывать на производстве и торговле баранками. В музее же скоро можно будет попробовать себя в бараночном деле.

При входе в дом есть крошечный клочек земли. На нем Татьяна планирует вскоре открыть пекарню. Современное оборудование позволяет расторопному человеку управиться с баранками и одному.

Любой, у кого есть медицинская книжка, сможет там бесплатно печь баранки из своей муки и получить навыки этого дела и доход.

– Людям трудно решиться начать свое дело. А мы даем возможность попробовать. И понять, сможет ли человек справиться с бизнесом, – говорит Татьяна. Делает она это не для себя, а для Звенигорода, так как считает, что именно малый и средний бизнес – пекарни, кафе, магазины, рестораны делают жизнь в городе комфортной, а сам город уютнее и привлекательнее.

Русский стиль

На очереди вяземский пряник. Он в основном состоит из меда. На свет он прозрачный. Вообще пряники делали везде в России. Просто тульским повезло больше. Их рецептура, технология и производство сохранились. Остальные пряники ждут своих музейщиков и энтузиастов. Вяземский дождался.

Перед каждой русской хозяйкой всегда стоял вопрос, как сохранить ягоды до следующего урожая. Уксусом в России не пользовались, сахар был дорог. Яблоки мочили и делали из них пастилу. Вишню сушили. Но что делать с остальным? Леваши – один из крестьянских способов сохранить витамины до следующего тепла.

Их делали первоначально из земляники. Собирали спелые ягоды, толкли, протирали через волосяное сито – такое мелкое, что через него не проходили мелкие семечки. Их потом сушили отдельно и прибавляли к булочкам и пирогам.

К полученной земляничной массе добавляли немного сахара. Эту смесь размазывали по левашной доске и сушили в русской печи два-три часа. Получался тонкий ароматный лист земляничной пастилы, его еще около часа досушивали на шесте у печи, затем складывали или скручивали и хранили весь год. Кто ест леваши, никогда не простужается. Татьяна утверждает, что на леваши годятся и садовые ягоды, а не только лесные.

Левашную доску можно сделать. Это только дубовая доска толщиной полтора сантиметра, пропитанная льняным маслом.

Что касается пирогов, которыми так славен русский стол, то крестьянские пироги были ржаные, как и хлеб.

Но была в них хитрость, в них добавляли ягодную муку– черемуховую, рябиновую. Начинка так же была из ягод. Получались интересно-ягодные пироги в ягодной муке.

В отличие от пряников, баранок и пастилы пироги, которые были предметом промысла, дело домашнее. Но сейчас в семьях почти нет обыкновения печь пироги из смеси разных видов муки. В Музее русского десерта уже начали смешивать муку и ставить эксперименты. Вкусно. А по словам Татьяны Феиной, еще просто и быстро.

Поделиться