Музеи становятся доступней

Искусство
Игорь Зарембо / РИА Новости

Фото: [Игорь Зарембо / РИА Новости]

Подмосковные музеи все шире открывают свои двери для инвалидов: реализация программы «Доступная среда» идет в них полным ходом. Так, в музее-заповеднике «Дмитровский кремль» уже сейчас стало гораздо комфортней — посетители с ограниченными возможностями могут по достоинству оценить нововведения. Когда реализация программы завершится, здесь будут созданы комфортные условия для всех посетителей, независимо от их физических данных. И это не единственный пример.

Еще несколько лет назад музеи Московской области не могли похвастаться особым комфортом для инвалидов. Как отмечали в 2013 году авторы Рейтинга архитектурной доступности музеев Подмосковья, подготовленного РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», их адаптированность оставляла желать лучшего. Однако теперь все меняется.

Программу «Доступная среда» начали в подмосковных музеях еще в 2014 году. На сегодняшний день в Дмитровском кремле полностью оборудовали стоянку, где сооружен плавный переход к тротуару и выделены специальные парковочные места для людей с ограниченными возможностями. А внутри музея-заповедника расширены дверные проемы, установлены пандусы с противоскользящим покрытием и адаптированный санитарный узел с удобными поручнями, которым также могут воспользоваться пожилые люди и беременные женщины.

Читайте также: Музеи Подмосковья открывают двери в сказку

Как отметили в пресс-службе подмосковного министерства культуры, благодаря этим мерам гостям музея, испытывающим затруднения при передвижении, стало удобнее посещать лекционный зал с временными выставками на первом этаже музейно-выставочного комплекса, а также экспозиционные залы, посвященные этнографии, дворянству, усадьбам, купечеству, кустарным промыслам Дмитровского края и строительству канала Москва-Волга. Такие же меры приняли и в доме-музее Священномученика Серафима Звездинского, который был открыт в Дмитровском кремле в конце ноября 2014 года.

«Современный музей должен быть открыт для всех без исключения категорий посетителей. В этом смысле «Дмитровский кремль» — хороший пример для других музеев Подмосковья, поскольку предпринимаемые им шаги по созданию на своей территории безбарьерной среды расширяют возможности тех, кто нуждается в особой поддержке общества. А среди них, кстати, не только инвалиды, но и пенсионеры, беременные женщины, а также люди, которые из-за травмы или какого-либо заболевания временно испытывают трудности при передвижении», — отметил министр культуры Московской области Олег Рожнов.

При этом «Дмитровский кремль» не собирается останавливаться на достигнутом. В дальнейших планах музея-заповедника — обеспечение всех зданий дополнительными пандусами, обустройство лестничных подъемников и специального лифта, а также изготовление информационных табличек с использованием шрифта Брайля и выпуск аудиогидов для слабовидящих.

В других музеях региона также не забывают о людях с ограниченными возможностями. Если в 2013 году Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» оставался в числе самых неадаптированных для инвалидов, то в декабре прошлого года там специально подготовили четыре путеводителя по музейным экспозициям для людей с нарушением зрения.

Путеводители выполнены в двух вариантах: для слабовидящих текст экскурсии выполнен укрупненным контрастным шрифтом, а для незрячих посетителей он напечатан по системе Брайля рельефно-точечным шрифтом. Такие путеводители также содержат тифлокомментарии — специально подготовленные тексты для замещения визуальной информации, которую несет та или иная музейная экспозиция. Недоступными для незрячих и слабовидящих людей остаются лишь те экспонаты, которые расположены в закрытых стеклянных витринах или за ограждением, но и над этим в музее работают.

«Музей должен существовать не для самого себя, а для посетителей. И если администрация начнет разделять точку зрения о том, что музей должен быть комфортен для всех посетителей, в том числе и с ограниченными возможностями, то это будет самый главный шаг на этом пути», — говорит старший научный сотрудник Московского института социально-культурных программ Павел Степанцов. Как видим, за последний год в подмосковных «храмах искусства» действительно начали думать обо всех посетителях, и это заметно на практике.

Поделиться