Вагоны для столичной подземки собирали в Московской области

Муниципалитеты
 Анатолий Гаранин / РИА Новости

Фото: [ Анатолий Гаранин / РИА Новости]

В мае Московский метрополитен с размахом отметил свое 80-летие – наверняка многие из вас слышали, что динамики в вагонах вдруг заговорили голосами известных российских актеров и музыкантов. К празднику столичной «подземки» Московская область имеет прямое отношение. На одном из ее крупнейших промышленных предприятий – машиностроительном заводе в Мытищах - по сей день выпускают вагоны для поездов метро.

Подземные дворцы

Первые советские метровагоны вышли на трассу даже раньше официального пуска столичного «сабвэя». Этот момент точно зафиксирован в документах: Ровно за семь месяцев до открытия московского метро – 15 октября 1934 года, в 8:20, на только что построенный «пионерный» участок Сокольнической линии – от «Комсомольской» до «Сокольников», вышел в пробный рейс первый поезд. Тогда это была лишь одна поездная секция, состоявшая из двух вагонов.

Подвижный состав для метрополитена проектировали советские специалисты. Ветераны столичной «подземки» рассказали корреспонденту «НП», что первый вариант вагона, разработанный ими с нуля, не приглянулся «экспертам», – товарищи из Политбюро во главе со Сталиным его забраковали. Генералиссимусу не понравилась схема расположения сидений как в автобусе или трамвае – одноместные и двухместные «диванчики» поперек направления движения. Да и интерьеры показались чересчур аскетичными. По распоряжению «главного строителя метро» наркома Лазаря Кагановича проектировщикам показали проекты будущих станций и объявили: «Видите, какие это подземные дворцы? Вот и поезда должны быть им под стать!»

Догнать и перегнать Америку

Время поджимало, и инженеры решили пойти более простым путем. Они взяли за основу конструкцию вагонов Нью-Йоркского метро, которые проектировала и выпускала фирма «Вестингауз». Наши конструкторы усовершенствовали «американцев», поэтому у отечественных метровагонов есть ряд технических преимуществ. Первенцам советского подвижного состава для метро был присвоен индекс «А».

Вагоны для московского метро собирали на Мытищинском вагоностроительном заводе при участии еще нескольких крупных предприятий. Пневматику изготовили на Московском тормозном заводе, а столичный завод «Динамо» подготовил тяговые двигатели и другое электрооборудование.

Два первых вагона метро серии «А» – моторный и прицепной, были готовы в сентябре 1934 года. Их внутренняя отделка казалась по тем временам роскошной: хромированные поручни, множество светильников с белыми матовыми плафонами, стеклянные перегородки у дверей, обитые кожей мягкие подпружиненные сиденья, стены покрыты желтым ленкрустом – особым рельефным картоном... Вагоны перегнали из Мытищ по железной дороге в Москву, и по соединительной ветке доставили в Северное электродепо метрополитена, уже построенное к тому времени в районе Красносельской улицы.

На протяжении нескольких месяцев первая метросекция проходила обкатку в уже проложенных тоннелях «подземки». Позднее в депо Северное привезли еще несколько секций – к январю 1935 года на Мытищинском заводе создали уже 40 метровагонов, из которых потом собрали десять четырехвагонных поездов метро. Составы из шести вагонов стали перевозить пассажиров лишь несколько лет спустя.

От бежевых вагонов к голубым

Столичный метрополитен открылся для перевозки пассажиров 15 мая 1935 года. На поездку с рабочей скоростью и с остановками на всех станциях от «Сокольников» до «Парка культуры» поездам требовалось 24 минуты (через пять лет этот путь подземные экспрессы более совершенных серий преодолевали за 16 минут).

За первые три года существования московского метро для него на заводе в Мытищах собрали 111 прицепных и моторных вагонов серии «А». Их цвет отличался от ставшей затем классической зеленовато-синей гаммы. Вагоны «А» были двухцветными: низ – бежевый, верх желто-песочный. Лишь начиная со следующей серии вагонов – «Б», которую Мытищинский завод начал выпускать с 1938 года, подземные экспрессы поменяли окраску. Нижняя часть стала синей, а верхняя часть – зелено-голубой. Это сочетание сохранялось низменным на протяжении нескольких десятилетий. (К прошлому юбилею метро на Сокольническую линию выпустили так называемый «ретро-поезд», вагоны которого и по внешней окраске, и по интерьеру салонов стилизованы под самые первые вагоны).

Поезда с немецким акцентом

С 1940 года в Мытищах освоили сборку вагонов новой серии – «Г», максимальная скорость которых возросла с прежних 45-60 км/ч до 75 км/ч.

Однако в годы войны завод прекратил сборку подвижного состава для метро, перейдя на выпуск необходимой военной продукции. Между тем в Москве даже в самые трудные годы Великой Отечественной продолжали строить новые участки «подземки» и смогли увеличить общую протяженность линий на 13 км. Кроме того, в город активно возвращались жители и промышленные предприятия, прежде эвакуированные на восток. В результате возникла ощутимая нехватка вагонов метро. Восполнить ее решили за счет трофейной техники: из Берлина вывезли 120 вагонов «подземки». Их, конечно, пришлось приспосабливать под условия работы нашего метрополитена: германскую технику «перековали» на широкую русскую колею, переделали кое-что в электрооборудовании... Два года спустя, в июне 1947 года, первый немецкий состав начал курсировать от «Парка Культуры» до «Сокольников». А в 1949 году уже все 120 берлинских вагонов, которым присвоили в технических документах индекс «В» («военный»), возили пассажиров по подземным трассам.

Впрочем, вскоре после победы наладили производство отечественных вагонов метро в Мытищах. Подмосковный завод с тех пор не прекращает выпуск подземных экспрессов, которые возят пассажиров не только в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других российских городах, но и в некоторых зарубежных странах

Поделиться