Неизведанное Подмосковье

Где в Подмосковье стоял Царь-танк?

Фото: [ kosmopoisk.org ]

Боевые действия Первой Мировой войны сильно отличались от всех предыдущих конфликтов в истории человечества. Одним из нововведений, сильно изменившим способ ведения войны, стало повсеместное использование окопов и проволочных заграждений. Если раньше, вплоть до XIX века, исход войны зачастую решало одно большое генеральное сражение, то в начале XX столетия противники столкнулись с таким новым явлением, как «окопная война».

Обе воюющие стороны к концу 1914 года были истощены и морально подавлены. Немецкое командование, осознав, что первоначальный план «быстрой победы» провалился, приняло решение перейти к обороне - им нужно было выиграть время для пополнения сил. Войска союзников, понесшие колоссальные потери, также озаботились созданием прочной линии обороны против неизбежной новой волны атаки немецких войск. В результате через всю Европу - от Швейцарии до Северного моря, протянулась линия западного фронта, представляющая собой сплошную череду окопов, оборудованных пулеметными гнездами, опоясанных колючей проволокой и прикрытых артиллерийским огнем.

Обе стороны поначалу считали позиционный фронт явлением временным, но все дальнейшие попытки прорыва линии обороны противника, как с одной стороны, так и с другой, успехом не увенчались. Сделать это силами пехоты было невозможно, даже после предварительной «обработки» вражеских позиций артиллерией. Все попытки прорыва приводили только лишь к огромным потерям, и за два года линия фронта сдвинулась всего на какой-то десяток миль. Война зашла в тупик. Лорд Китченер, в то время военный министр Великобритании, даже сказал: «Я не знаю что делать. Это не война».

122762018_jakuSlE9DQs.jpg

Тем не менее, вскоре стало ясно, что с имеющимся вооружением и техникой выйти из сложившейся ситуации будет крайне проблематично. Было необходимо непосредственно в ходе войны придумать что-то кардинально новое. И тогда Британское военное командование вспомнило о проектах «бронемашин», знакомых им еще до войны, но казавшихся в то время просто утопией. Теперь они увидели выход в постройке таких машин - закрытые броней, вооруженные пушками и пулеметами, они смогли бы прорвать линию вражеской обороны. В 1915 году практически одновременно в Англии, Франции и России военные инженеры берутся за разработку и производство первых танков.

Первым российским танком стал так называемый «Царь-танк», разработанный инженером Николаем Лебеденко на рубеже 1914-1915 годов. Об этом смелом проекте и пойдет дальнейший рассказ.

Царь-танк сильно отличался от военной машины, которую мы сейчас привыкли называть танком. Западные инженеры, размышляя над вопросом обеспечения высокой проходимости своих танков, пришли к выводу, что оптимальнее всего будет использовать гусеничный ход в совокупности с мощным двигателем. В результате, первые английские и французские танки внешне были очень похожи на современные.

Но Лебеденко решил обеспечить хорошую проходимость Царь-танку за счет огромных девятиметровых колес, перед которыми помехой не был бы ни лес, ни вражеские окопы. Вдохновила инженера на такое решение среднеазиатская повозка - арба, а вся конструкция Царь-танка напоминала огромный самоходный орудийный лафет, вооруженный многочисленными пушками и пулеметами, расположенными на высоте порядка 8 метров над землей, и обеспечивающими широкую зону обстрела. Длина танка составляла 18 метров, а ширина - 12.

tsar-tank2.jpg

Несмотря на свою исключительную оригинальность и сложность, проект Царь-танка получил одобрение во многих инстанциях, а решающую роль сыграла непосредственная поддержка Николая II, также очень заинтересовавшегося машиной Лебеденко. Император распорядился открыть финансирование проекта, и на строительство танка было выделено 210 тысяч рублей.

Получив столь серьезную поддержку, постройка машины пошла полным ходом. Детали изготавливались на заводе в Хамовниках, а затем тайно отвозились в лес неподалеку от села Орудьево, что к северу от Дмитрова. За несколько месяцев танк в лесу был собран, и к началу августа 1915 года был готов к испытаниям.

Забегая вперед, скажу, что Царь-танк так себя и не оправдал. Первые испытания показали полную несостоятельность проекта. Огромные колеса, движимые мощнейшими авиационными двигателями «Майбах», снятыми с подбитого немецкого дирижабля, ломали вековые деревья словно спички, но маленькое направляющее колесо, расположенное сзади, практически сразу намертво увязло в земле, и вытащить его оказалось почти невозможно - танк застревал. Но самой главной проблемой стала очевидная уязвимость танка. Имея крайне маленькую скорость и огромные размеры, он стал бы идеальной мишенью для артиллерии, и было бы достаточно одного снаряда, попавшего в спицы огромных колес, чтобы полностью вывести машину из строя. Быстрая и незаметная перевозка таких танков также не представлялась возможной, как и их серийное производство, ввиду отсутствия в стране мощных двигателей. Единственным плюсом Царь-танка был его устрашающий вид. Несомненно, если бы вражеские солдаты увидели его на поле боя, то сразу побросали бы винтовки и разбежались по домам. Но такой возможности им так и не представилось.

tsar-tank-31.jpg

В сентябре 1915 года проект Царь-танка был закрыт, а сама машина брошена на своем полигоне в лесу неподалеку от села Орудьево. Страна стояла на пороге политических катаклизмов, и всем было явно не до танка. Тем не менее, спустя 7 лет, про уже заржавевший Царь-танк все-таки вспомнили, но только для того, чтобы разобрать его на металлолом.

Танкостроение начала XX-го века повсеместно шло методом проб и ошибок, но в проекте первого русского танка были не только минусы. Например, он вдохновил молодых Б.С. Стечкина и А.А. Микулина на разработку собственных мощных двигателей, и впоследствии они стали выдающимися конструкторами авиационных двигателей. Сам Царь-танк до сих пор является самым большим танком в мире. Но, к сожалению, ему не суждено занять почетное место рядом с другими символами Отечества - Царь-пушкой и Царь-колоколом, также никогда не использовавшихся по назначению.

В лесу близ деревни Орудьево и сейчас можно найти заросшие колеи от огромных колес (искать лучше летом), а также земляные валы, на которых осуществлялась сборка гигантской машины. Местные жители с тех пор так и называют тот лес «лесом танка».

За последние 15 лет поисковое объединение «Космопоиск» снаряжало несколько экспедиций в те места. В 2004 году исследователям удалось обнаружить в лесу предположительно часть орудийной башни - цилиндр из 5-мм стали диаметром два метра, а также многочисленные мелкие детали.

Координаты полигона Царь-танка: 56°30'18"N   37°33'34"E

Как доехать: электричкой с Савеловского вокзала до станции Орудьево. Далее пешком на север.

Филипп Терец