Жуковский переводит стрелки

Районы-кварталы
Андрей Маленков / Подмосковье сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]

Уникальное наглядное пособие для будущих железнодорожников и популярный аттракцион – Московская детская железная дорога, которую чаще называют Кратовской, работает в регионе с 1937 года. Все это время полотно длиной около 5 километров с конечными станциями «Пионерская» и «Юность» соединяло поселок Кратово с городом Жуковский. Однако почти за 80 лет существования дороги город успел вырасти, и теперь пути ДЖД и Жуковского могут разойтись.

В этом году сезон Детской железной дороги закроется 22 августа, на неделю раньше, чем обычно – 25 августа начинается Международный авиакосмический салон МАКС-2015 в Жуковском.

– Мы вообще мешаем Жуковскому, у нас 4 переезда, которые при движении перекрываются, а это препятствие для потока машин, – признаются в ДЖД. – Тем более один из переездов – у «взрослой» платформы Отдых Рязанского направления Московской железной дороги, а когда откроется международный аэропорт, то из-за увеличения потока транспорта могут дополнительные проблемы возникнуть.

По словам сотрудников дороги, для решения вопроса достаточно обменять нужный участок дороги на территорию близлежащих гаражей с уже созданной дорожной инфраструктурой – «и мы будем ездить там». Менять что-то радикально на взгляд железнодорожников незачем – ДЖД работает почти 80 лет и стала в этих местах необходимой.

– Сама дорога никому не мешает, – говорит глава городского округа Жуковский Андрей Войтюк. – Но переезд на перекрестке улиц Праволинейная и Дзержинского пока представляет опасность для дорожного движения – из-за крутого поворота и пересечения с железнодорожным полотном велик риск ДТП. Чтобы избежать его, мы собираемся расширить переезд и изменить расположение шлагбаумов, а также блокирующих устройств, но взаимопонимания здесь пока не достигли.

По словам главы Жуковского, уже есть предложение перенести станции примерно на 600 метров в сторону и таким образом исключить пересечение двух потоков движения. Для этого предстоит подготовить проект расширения переезда, запланировать средства и приобрести блокирующие устройства, которые нужно изготавливать отдельно по особому проекту.

– В целом мы рассматриваем все варианты, которые позволят не заблокировать город, – уверен Войтюк. – Главное, чтобы все подошли к этому ответственно.

На ДЖД все, как в игрушечном городе – есть необходимое радиооборудование, диспетчерская на маленьком вокзале, телефонная связь, сеть светофоров, стрелочных переводов, табло.

Для жителей области это прежде всего аттракцион, который популярен все лето. Причем сеанс длится около 40 минут – по 15 минут на дорогу туда и обратно плюс короткие остановки на станциях, и так по 4 раза 4 дня в неделю. Местные жители ездят в небольших вагонах целыми династиями.

– Каждое лето здесь катаемся, – говорит одна из пассажирок, жительница Кратова, которая едет вместе с маленьким сыном. – По ней еще бабушка моя ездила, и вот Пете теперь, сыну, тоже очень нравится.

Петя попутно показывает пальцем на тормозной башмак и говорит, что будет машинистом.

С октября по конец весны школьники изучают теорию железнодорожного дела, а летом показывают, чему научились. Первые два года это могут быть разные профессии, сопряженные с железной дорогой, но на третий год ребята уже специализируются, а годом позже сдают экзамены.

Учиться на ДЖД можно с 5-го класса – поэтому наравне с 15-16-летними начальниками поездов и помощниками машиниста здесь работают проводники и контролеры 11-12 лет. Пришли сюда по разным причинам – кто-то недавно и просто захотел попробовать, кто-то еще с раннего детства увлекался поездами, учится уже несколько лет и давно выбрал будущую профессию. В любом случае все они проводят рабочие каникулы с удовольствием – за уши от дороги не оттащишь, родители звонят даже, как говорят взрослые железнодорожники.

Сейчас на Детской железной дороге работает около 500 школьников, которые разделены на 4 смены.

– Недостатка ребят мы не ощущаем – часто бывает по 3 – 4 стрелочника, столько же проводников на одну смену, в такие дни ребята могут работать на одном перегоне за день, – рассказывает старший инструктор Московской детской железной дороги Галина Куценко. – А вот взрослых сотрудников на ДЖД максимум семь.

Чувство ответственности здесь воспитывается эффективно – свои обязанности к концу лета все ребята знают назубок и исполняют когда нужно. Например, когда поезд вдруг останавливается на одной из станций. Оказывается, заглох тепловоз – транспорт не меняли с 1957 года, справляются только благодаря машинистам. Для того чтобы продолжить путешествие, предстоит пригнать запасной тепловоз, отвезти весь состав обратно на Пионерскую, увести старый тепловоз в депо и поехать дальше. Под присмотром инструкторов ребята мгновенно выполняют все эти действия (даже заполняют специальные бумаги), и поезд снова едет к депо.

А поначалу все боятся.

– Звонила одной девочке узнать, почему она не пришла, так она сказала, что поезд под откос боится пустить, – вспоминает Куценко. – Пришлось объяснять, что она никак не сможет это сделать.

Сделать это действительно трудно – движение регулируют жесткие нормы. Например, если за окном выше 28 градусов тепла, движение поездов на ДЖД прекращается.

Поделиться