В мытищинском доме ребенка сын ждет родителей

Социальная защита
Павел Попов \ Подмосковье сегодня

Фото: [Павел Попов \ Подмосковье сегодня]

Руслану три года. И он настоящий красавец. Огромные черные глаза и длинные пушистые ресницы приводят в восторг всех без исключения сотрудников мытищинского дома ребенка, где мальчик воспитывается с рождения. Задумчивостью и какой-то недетской отрешенностью малыш очень похож на главного героя знаменитого фильма «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в главной роли. У Руслана тот же диагноз – аутизм. Считается, что таким людям трудно контактировать с окружающим миром, но в некоторых дисциплинах они могут достигать небывалых успехов.

Заочная мама

Своих родителей Руслан никогда не видел. Мама отказалась от него в роддоме.

– Женщина поступила без документов, а после родов просто ушла без выписки, оставив ребенка, – рассказывает заместитель начальника Управления опеки и попечительства по Мытищинскому муниципальному району Андрей Хайбулин. – Маму Руслана мы разыскивали позже с милицией, но она так и не объявилась. Она заочно была лишена родительских прав.

Малыш родился недоношенным, с проблемами здоровья. В полтора месяца Руслан поступил в мытищинский дом ребенка. По словам сотрудников учреждения, всю недополученную от мамы любовь они постарались дать этому прекрасному мальчику сами.

– Посмотрите, какой он красивый! Такой ребенок не может не понравиться будущим родителям, – уверена воспитатель Руслана Влада Александровна. – Да и для него семья стала бы настоящим лучиком солнца. Мы очень много сил вложили в этого мальчика. Конечно, поначалу было сложно, но прогресс очевиден, есть перспективы.

Учиться пригодится

Идет развивающее занятие. Мы видим, как Руслан старательно опускает разноцветные шарики в отверстие деревянной коробочки по команде воспитателя.

– Русланчик, смотри сюда, шарик возьмем, в окошко опускаем. Так, опускай ручку, пальчики разжимай, – воспитатель проговаривает каждое действие, делает это несколько раз, и это не просто игра. Для детей с нарушениями аутичного спектра именно такой подход оптимален.

Но Руслан явно не хочет продолжать.

– Дети с аутизмом не любят, когда им что-то навязывают, – поясняет Влада Александровна. – Поэтому приходится все время подстраиваться под желания Руслана и придумывать на ходу, как дальше строить занятие. К примеру, это занятие развивает мелкую моторику.

Следующее упражнение – пирамидка. Руслан снимает с палочки колечки и кладет рядом. Кажется, что делает он это не очень охотно.

– Русланчик, надеваем колечки обратно. Какой прекрасный мальчик! – подбадривает воспитатель.

Дальше упражнение на формирование так называемого щипотного захвата. Вроде бы все просто – берем кружочек, помещаем в нишу. Но, как выясняется, именно благодаря таким простым упражнениям можно заложить основу для будущих навыков самообслуживания у ребенка с аутизмом. К примеру, в свои три с половиной года благодаря занятиям Руслан уже уверенно держит ложку и сам ест.

– Если ничего ему не предлагать, то он будет просто сидеть на стуле или часами катать любимую машинку, – продолжает Влада Александровна. – У мальчика особые образовательные потребности, поэтому в будущем у него должен быть свой индивидуальный образовательный маршрут.

Игры с мужским подходом

Дальше Руслан строит башенку из кубиков, подбирает к коробочкам крышки по размеру и вставляет в отверстия фанерные кружочки. Воспитатель рассказывает – это специальные методики, направленные на развитие орудийных действий.

– Ты великолепен! Умница моя! – хвалит Руслана Влада Александровна.

Малыш явно доволен результатом. Но когда ему предлагают поиграть с куклой – отказывается наотрез. Не мужское это дело – пупсов нянчить. Гораздо больше восторгов вызывает у мальчишки игрушечная машинка, которую он готов катать часами.

Удивительно, что малыша не смущают вспышки фотоаппарата. И кажется, он не обращает никакого внимания на гостей. Но интерес к технике пересиливает кажущееся равнодушие. Без всякого стеснения Руслан неожиданно встает из-за стола и конфискует у меня диктофон. Очень быстро разобравшись с кнопками, включает звук и начинает слушать содержимое треков. Еще больше интереса вызывает у ребенка редакционный фотоаппарат. Его он долго рассматривает, заглядывает в объектив. Мужской подход к жизни в Руслане чувствуется сразу.

Нужен контакт

Первое слово, которое сказал Руслан, – слово «папа». Его он уверенно повторяет за воспитателем. И даже когда его просят сказать «мама», говорит «папа». Слово явно нравится мальчику.

– Малыш хорошо говорит слова «мама», «папа», «дай». Но речевых реакций у Руслана долго не было. Сейчас он развивается, тянется к активной деятельности. Ему очень нравится на музыкальных занятиях, на них он с удовольствием ловит ритм и старается танцевать. Руслан интересуется окружающим миром, не так давно стал стремиться к тактильному контакту – если человек ему нравится, может подойти, обнять. Наш мальчик очень радовался и гордился, когда на Новый год его нарядили в костюм зайчика. Новый наряд Руслану так понравился, что он не хотел потом его снимать, – рассказывает Влада Александровна.

По словам сотрудников дома ребенка, родители Руслану нужны в первую очередь заботливые и любящие. При этом они должны представлять те цели и задачи, которые им предстоит решить. Лучше, чтобы это были люди с медицинским и педагогическим образованием, которые имели опыт общения с такими детьми. Те, кому этот малыш западет в душу, будут готовы разделить все его проблемы. Ведь он у нас такой красивый!

По словам специалистов, прогресс при систематических занятиях и работе будет обязательно. Ребятам с нарушениями аутичного спектра необходимо получать как можно больше тактильных ощущений, музыкальных, световых, и задача родителей – обеспечить эти ощущения. Нужно чаще говорить: «Ох! Ах! Молодец!», привлекать внимание ребенка, максимально вовлекать в общение.

Свой человек

И все-таки больше всего, по словам сотрудников учреждения, Руслан любит не машинки, а простую человеческую ласку: чтобы за ручку с ним погуляли, чтобы обняли, посидели рядом. Мальчик очень стремится к совместному общению, требует, чтобы играли и занимались только с ним, ревнует любимых воспитателей к другим детям.

Руслан, конечно, отличается от сверстников, но при этом это обычный ребенок, который счастлив, когда видит божью коровку, муравья, жужжащую муху. Он очень любит рыб из аквариума в кабинете главврача Ольги Ивановны и симпатизирует людям. Очень ждет, когда с ним будут заниматься, перелистывать книжки, рассматривать картинки. А еще Руслан обожает музыку – когда он слышит ритмичную мелодию, то начинает пританцовывать, пытается раскачиваться в такт. Одна из любимых игрушек малыша – маленькое детское пианино, он с удовольствием играет на нем, импровизирует. Тот факт, что Руслану нужна семья, очевиден и воспитателям, и главному врачу дома ребенка Ольге Перегудовой:

– Я думаю, что в первую очередь родители такого мальчика должны быть мудрыми, – считает главврач. – Здесь мало желания иметь просто ребенка. Недостаточно будет и просто опыта работы с детьми, и родительского опыта. Нужен человек, который бы принял Руслана не только в семью, но и в свое сердце. Из наших детей он больше всех дает понять, что ему нужен свой близкий взрослый человек рядом, который бы всегда держал его за руку. Каждый ребенок имеет право на семью, и хочется, чтобы из того мира добра, которым Руслан окружен у нас, он попал в любящую семью.

Поделиться