Бари Алибасов: «Подмосковье – это наша главная сценическая площадка»
Фото: [из личного архива Бари Алибасова]
Сменив за 26 лет несколько составов, группа «На-На» продолжает радовать старых и завоевывать новых фанатов. Музыкантам принадлежит российский рекорд: «На-На» 12 раз получала национальную премию «Овация», а в мае 2001 года получила эту же премию в номинации «Лучшая поп-группа десятилетия». Бессменный продюсер «На-На», заслуженный артист России Бари Алибасов поведал корреспонденту «Подмосковье неделя» о новых музыкантах, гастролях по Европе и любви к подмосковным площадкам.
- Как прошли ваши гастроли «На-На» по Европе? Как вас встретила публика?
- Я потрясен приемом в Германии, потому что после каждого концерта публика не уходила еще 20-30 минут, ребята продолжали работать на сцене. Такого давно не было. Мы отработали 20 городов Германии и везде нас принимали потрясающе! Как в юные годы группы «На-На», когда мы выезжали в долгие туры по России. После концерта публика дожидалась, чтобы получить автограф и сфотографироваться. Причем, по большей части это были взрослые люди. Понятно, что молодежь, которая там родилась и воспитывалась в иной среде, наверное, слушала другую музыку и ничего не знала о группе «На-На». А вот публика, которая еще помнит СССР, хотела встретиться со своей юностью. Они увидели яркое и необычное шоу, которое в Европе не увидят никогда. Во-первых, необычность нанайцев в том, что они блистательные музыканты. Во-вторых, они прекрасные певцы, по-настоящему чувственные и эмоциональные. Но самое главное – они интеллектуальные, поскольку в каждой песне заложен особый смысл, некий внутренний ключ, который по-своему раскрывается через их яркую индивидуальность. Они талантливы во всем. Буквально за полтора месяца до гастролей в Европе в группу «На-На» пришли два новых артиста. Леня Семидьянов работал в «На-На» долгое время, а затем ушел в свободное плавание и сделался маститым либреттистом и композитором. Написал мюзикл «Сколько стоит любовь», который сейчас с успехом идет в Москве. Работал актером в театре Стаса Намина. Но жизнь его вернула обратно в группу «На-На». Еще появился барабанщик Миша Игонин. Он вырос в музыкальной семье: папа – барабанщик, мама – певица. Безусловно, он обладает естественно-генетическим даром: музыкальный слух, чистая интонация, великолепный голос.
- Какую современную группу вы могли бы взять продюсировать?
- Я выступаю в большей степени как режиссер, как автор идеи и музыки, поэтому в меньшей степени я продюсер. В нашем случае музыку создает команда. Есть замечательные продюсеры, такие как, например, Максим Фадеев. Мне кажется, он все делает сам, и это чувствуется. Его почерк очевиден и легко узнаваем. Безусловно, я рулю ситуацией, но все-таки у нас командное творчество. Что касается сценического действия - это тоже делают балетмейстеры, режиссеры, сценаристы, а я довожу все до ума. Мы работаем с профессионалами. Например, над вокалом «На-На» 20 лет работает Нина Савицкая, над пластикой - Елена Фельзер. До этого группа долгое время работала с постановщиками театра Константина Райкина.
- Вы на всех концертах сопровождаете группу?
- Нет, конечно. В Европе я был, потому что для меня это слишком ответственно. Лондон – это такой город, где обязательно должны побывать все исполнители. Эта площадка как выставочная сцена, где демонстрируются достижения современной музыкальной индустрии и шоу-бизнеса. На концерт в Лондоне пришло много импресарио, которые занимаются прокатом всех известных артистов на планете. И все подходили и в один голос говорили, что ничего подобного в мире не видели.
- «На-На» отличается от других мальчиковых поп-групп?
- Да, естественно. Достаточно вспомнить группы, которые появились вместе с «На-На». В Америке это были, например, «New Kids on the Block».
- Была конкуренция между группами?
- Особой конкуренции не было. В начале 90-х мы столкнулись с тем, что «New Kids on the Block» и «На-На» практически одновременно побывали в Германии. И немцы невольно сравнивали их между собой. Публика пришла на концерт и обнаружила, что советская мальчиковая группа не только не уступает, но даже превосходит знаменитых «New Kids on the Block». Те просто поют и танцуют, а нанайцы поют, танцуют и играют.
- Как вы считаете, кто теплее принимает - своя или зарубежная публика?
- 80% посетителей наших иностранных концертов – это бывшие советские зрители. Они приходят с семьями, приводят детей. Во время концертов люди просто теряют головы, и эмоции выплескиваются наружу. Артистам после концерта невозможно уйти. Мы по часу ждали, чтобы разбежалась аудитория (улыбается). Мы много лет работаем с группой «Boney M.». При этом мы всегда заканчиваем концерт, а «Boney M.» у нас вроде как на разогреве. Как ни странно, они никогда не видели группу «На-На», которая работает после них. Но в этот раз, так как они живут в Лондоне, остались на концерт. Потом они пришли за кулисы, вопили, кричали что-то, целовались и требовали сфотографироваться с «На-На». Говорят, мы через три дня будем в Москве, хотим к вам в гости.
- Будете и дальше продолжать сотрудничество с «Boney M.»?
- Думаю, надо сделать что-то вместе. Мы очень подружились. Они даже сказали, что многое, что делает группа «На-На», они хотели бы использовать в своих выступлениях. Им нравится, как нанайцы обливаются водой, снимают с себя одежду и бегают полуголые по сцене. Весь зал бурлит и кипит, когда работает «На-На».
- В одном из интервью вы сказали: «Гастроли – это не туристическая поездка». Вам удалось отдохнуть между концертами?
- За 26 лет «На-На» объездила много городов. Бывает, что мы приезжаем куда-нибудь, и у нас есть возможность что-то увидеть, но в последние годы это практически неосуществимо. Сегодня считают каждую копейку, поэтому нас привозят за несколько часов до концерта. Артисты отрабатывают, затем у нас есть время отдохнуть, и быстро отправляемся дальше. Когда появилась группа «На-На», это были 18-летние пацаны. У меня была задача показать им страну. Тогда мы приезжали заранее, бродили по музеям, общались с экскурсоводами.
- А сейчас у группы «На-На» какая цель?
- Заработать побольше денег.
- Получается?
- Да. Если бы не было работы, «На-На» никогда бы так долго не существовала. «На-На» - это творцы. И эта цель у них реализуется сполна. Но еще и деньги, которые мы зарабатываем. У нас огромное количество концертов. Мы прилетели из Лондона. В первый день после прилета из Европы группа отработала три концерта, на другой – еще один концерт и на третий – два.
- Вы много гастролируете по России и зарубежью. А в подмосковных городах вы часто выступаете?
- Регулярно. Благодаря группе «На-На» я побывал практически во всех подмосковных городах. Я очень хорошо помню Королев - там стоит большой коллайдер. Подмосковье – это наша главная сценическая площадка. Особенно приятно выступать на Днях города. Наши артисты очень любят работать на таких мероприятиях, потому что собирается огромная аудитория, люди получают удовольствие еще и от того, что концерт бесплатный.
- Недавно у вас был концерт в подмосковной Шатуре. Как он прошел?
- В Шатуре был скандал. По графику у нас стоял концерт в 15:00, но у них там было собрание, и концерт задержали. Поэтому ребята вышли, отработали четыре песни и ушли, потому что под угрозой срыва было еще два концерта. Конечно, заказчики обиделись. Это был первый и единственный скандал за 26 лет работы, потому что всегда в нашем коллективе трудились профессионалы.
- Вы с группой «На-На» выступали на Дне города Люберцы и были там еще и в качестве фотографа. Где вы научились фотографировать?
- Не помню, как я научился фотографировать, но фотография – это главный инструмент в работе с артистами. Это, с одной стороны, демонстрация успеха, а с другой - документ просчетов и провалов. Когда артист утверждает, что чего-то не было, нет ничего проще, чем показать фотографию: конфликт исчерпан. Это очень хороший инструмент, чтобы исполнитель мог сам себя контролировать. Очень важно смотреть, как выглядит лицо, фигура, костюм, взаимоотношения со зрителем. Все это отчетливо видно на фото.
- Расскажите о ваших планах на 2016 год.
- В феврале состоится первый концерт нового состава. У нас в коллективе появился потрясающий музыкальный руководитель - Павел Воробьев. Он сам артист и музыкант, стоит на сцене в составе группы. Он понимает, что такое реакция зала, и точно чувствует, как реагирует публика. У нас сейчас отличный состав, я думаю, лучший за весь период существования группы «На-На». До появления текущего состава я считал, что лучший сборник - это Левкин, Политов, Жеребкин и Асимов. Это первый, легендарный состав группы. Я абсолютно уверен, что «На-На» выдаст еще нечто такое, что поразит наших зрителей. Над такой программой мы сейчас начнем работать.
- Если отбросить ваш сценический образ, где вы эпатажны и непредсказуемы, а как бы вы сами себя охарактеризовали?
- Я разный. Как любой нормальный человек. Моя главная черта характера – мне не нужны деньги. Я не люблю их, я стесняюсь ими заниматься. Я весь погружен в творчество – для меня это главное, это смысл моей жизни. Придумывать и видеть это реализованным. К сожалению, артист – это инструмент в реализации идей. Но когда артист превосходит меня по таланту и воображению, мне это очень нравится. Я у них учусь, а они учатся у меня. Вот наша форма сотрудничества. Когда я сидел на концерте в Европе, у меня были мурашки от выступления «На-На». Это просто фейерверк чувств.
- Что бы вы пожелали в новом году нашим читателям?
- Я безумно люблю Подмосковье. Мои первые гастроли с группой «Интеграл» начинались здесь. В свое время это была удивительно тихая, добрая провинция. Сейчас Подмосковье – это классные рестораны, парки, замечательные зоны отдыха. Я бы пожелал области одного – поменьше заборов и побольше хороших дорог. Я рад, что в Подмосковье заборов в разы меньше, чем в Москве. Люди остаются открытыми друг другу и не прячутся.