Федор Конюхов: «Своим домом считаю Сергиев Посад»

Спорт и отдых
Денис Трудников

Фото: [Денис Трудников]

У Конюхова простонародный северный выговор: «помогаим», «дують», «долго» с выраженным «о». Еще у него густые волосы, белые зубы, крепкое рукопожатие и ясный взгляд. В ближайшие десять лет 64-летний путешественник намерен установить, как минимум, три мировых рекорда. По гнусной журналистской привычке я попытался расковырять в этом святом человеке гнильцу, второе дно. И не смог.

- В следующем году вы намерены облететь Землю на воздушном шаре. Сколько вы уже примерно учитесь воздухоплаванию?

- С 2002 года.

- В чем специфика путешествий на воздушном шаре?

- Знать ветровые потоки. До меня атлантический океан пересек француз за 58 дней, а я прошел за 46 дней. Французу тогда было 28 лет, мне 50. Он греб быстрее меня, но он не знал точных течений. Он тренировался на гребном канале, а я 15 раз с командой и в одиночку ходил туда-сюда по этому маршруту и изучил все течения.

Там, где я полечу, ветра дуют со скоростью 320 км/ч. Поэтому сейчас очень тяжело идет работа со страховым компаниями.

- Вашу жизнь страховать не хотят?

- Страховка моей жизни - проблемы мои и моей семьи. Сам шар - это проблемы спонсора. Самая главная страховка - на случай, если я не дай бог упаду на город или поселок. Шар полгорода снесет, и с собой у меня 32 баллона пропан-бутана... Вот эта страховка идет в два миллиона долларов.

- Ваши экспедиции расписаны на десять лет вперед. Вам сейчас 64. Когда вы планируете остановиться?

- А это не я уже определяю. Это все от бога зависит и от здоровья.

- Как вы поддерживаете себя в физической форме?

- Работаю, и все.

- А физкультура?

- Физкультура нужна тому, кто любит свое здоровье. Я занимаюсь спортом. Спорт и физкультура - разные вещи. Спортом ты свое здоровье убиваешь.

- Вы жили в Москве, Находке, Париже. Сейчас живете под Переславлем-Залесским. Какое место вы можете назвать своим домом?

- Сергиев Посад. Потому что я люблю этот город, потому что там жил преподобный святой Сергий Радонежский. Для меня земля эта святая, намолена. Для меня это большое благо, что господь бог позволил мне там жить.

- Когда вы стали верующим человеком?

- Верующим я стал, как родился. Родители у меня верующие. Николай Конюхов, родной брат моего деда канонизирован. У меня в роду пять священников и пять канонизированных святых. Как я мог быть неверующим? У меня судьба очень легкая, я не метался. Я родился в семье моряков, священников. Я с восьми лет знал, что буду путешествовать. Знал, что буду священником. Мне в жизни повезло.

- Приняв сан священника в 2010 году, вы зарекались больше не путешествовать. Цитирую: «Сколько ж можно путешествовать?! - сказал отец Федор, отвечая на вопрос портала "Интерфакс-Религия" после известия о своем рукоположении во диаконы». Еще из «Интерфакса»: «Я уже сорок лет путешествую, как Моисей по пустыне. Мало времени осталось, чтобы помолиться. …»

- Такого не было. Это так написали. Я сказал только, что буду больше времени уделять молитвам.

- За полвека, что вы путешествуете, какое изобретение стало для вас наибольшим подспорьем?

- Спутниковый телефон и GPS.

- Имеется у вас трудовая книжка? Какие в ней есть записи?

- Сейчас я пенсионер, но я все время работал. Записей очень много, навскидку все не вспомнишь. Я работал на флоте, на траулерах управления морского рыболовства. Работал такелажником на судоремонтном заводе. Работал в уссурийской тайге охотником-промысловиком четыре года. Работал девять лет тренером по парусу в дальневосточном высшем морском училище. Потом уже перешел в художественный фонд как художник, а потом в союз художников.

- Вряд ли вы нуждаетесь в деньгах. Зачем вы снялись в рекламе лапши быстрого приготовления?

- Лапша «Роллтон», я им очень благодарен. Благодаря им состоялась одна из самых сложных моих экспедиций - в Эфиопию. На нее нужны были деньги, а в России никто не мог поддержать меня. И меня поддержала компания «Роллтон», знаете, у них вьетнамец президент?

Нападок потом на меня много было. Я не снимался, это мультик был нарисованный. Они приехали в мастерскую ко мне один раз, простыню повесили, пофотографировали меня в моей фуражке и уехали.

- У вас есть хобби? В самом широком смысле этого слова?

- Я собираю скворечники и собираю якоря. У меня самая большая в России частная коллекция якорей. В музее мирового океана в Калининграде более 80 якорей, у меня 40. Скворечников у меня около 380.

- Вы миллионер? Хотя бы в рублях?

- Не. Ну, в рублях-то это... Если точно сказать - мне денег вообще не нужно. Я получаю пенсию 6300 рублей. Работаю в лаборатории дистанционного образования в экстремальных условиях - получаю 13 000 рублей. Картины у меня покупают редко, только коллекционеры. А мне денег вообще не нужно. Зачем? Для экспедиций у меня спонсоры, партнеры. Заработать на экспедициях нельзя. Жена у меня работает еще, но скоро тоже на пенсию выйдет.

- Расскажите о вашей деятельности в лаборатории дистанционного образования в экстремальных условиях. Как можно дистанционно научить выживать в экстремальных условиях?

- Не выживать, мы выживание не продаем. Мы привыкли, что на полярной станции только ученые. А кто их обслуживает? Там есть повара, уборщики, мотористы, сантехники, электрики, кладовщики. Работает там молодой человек. Почему он все время должен быть трактористом? Тем более, сколько у него там свободного времени. И он учится у нас дистанционно, заочно. Например, на юриста или менеджера.

- Вы видели мир. Где он показался вам красивее всего?

- Господь бог создал мир так, что в нем нет некрасивых мест.

- А в Капотне вы бывали?

- У нас квартира там. Сейчас мы ее сдаем.

- Тогда здесь к вам вопросов, пожалуй, быть не может.

- Джунгли, поля, степи, полярные страны - все они красивы. Некрасиво только там, где человек своей экономической, военной и политической деятельностью извратил лик Земли. Господь бог не создавал Капотню.

- Насчет политики. Не хотели бы посвятить себя этому делу?

- Нет. Я когда еще в Находке жил, хотели, чтобы я стал депутатом. Никогда не хотел и не думал об этом. Я - человек, который прислушивается к профессионализму. Я - профессионал вести яхту, воздушный шар или караван верблюдов. А когда хороший спортсмен идет в политику - все смеются. Например, Николай Валуев. Я его уважаю, люблю, он добрый человек, я его знаю. В боксе он сделал что-то. Ну а в думе с него все смеются. Или Кличко. Разве Кличко не уважали 5-10 лет назад? Я уважал. Сейчас, когда он стал мэром - ну смех и все. Бить морды - это одно, политика - это другое. Там должен быть профессионал. Там законы, там надо читать, знать. Потом политик, особенно депутат, не должен быть таким публичным. Он же для людей делает, а не красуется.

Когда мне в находке предлагали, я бы прошел по популярности. Меня бы выбрали. Но через год я бы понял, что ничего не могу для Находки сделать. Я бы поднимал вопросы, меня бы заворачивали. Дорогу в Находке я не пробил бы. Я тогда почувствовал, что эти годы могу потерять.

- Что вас сейчас беспокоит? Здоровье, близость смерти, несовершенство мироустройства?

- Как священника меня больше всего беспокоят мои грехи. Мы все грешны, а я тем более. Чем больше ты общаешься с людьми, тем больше ты набираешься грехов. Вы заводите меня, я выхожу из терпения. Вы уедете, а я буду молиться, что я Павла обидел, или разговаривал на повышенных тонах или как-то не так. Или что о Валуеве и Кличко сказал что-то не так. По нашей вере православной - возлюби ближнего своего, как самого себя. И какой он ни есть, надо его любить. А я высказал, привел пример. Так же кто-то меня приводит в пример и правильно делает. Чем больше меня ругают, тем больше у меня грехов забирают.

- Вы, безусловно, один из самых смелых наших современников. Но должно же быть что-то, чего вы боитесь.

- Боюсь, как и все. Боюсь не вернуться. Боюсь взяться за то, чего сделать не смогу. Боюсь за свою семью, за себя, за нашу страну. Видите, как сейчас неспокойно? Тот же самолет разбился в Египте - для меня это горе, для меня это страшно.

Проекты Федора Конюхова

- Полет на воздушном шаре вокруг света. В результате планируется побить рекорд скорости в 320 км/ч, установленный Стивом Фоссетом в 2002 году.

- Установление абсолютного рекорда высоты для теплового аэростата. Федор намерен подняться на воздушном шаре на 30 км от земли, в стратосферу.

- Погружение в Марианскую впадину в батискафе. Проект ставит своей целью не просто коснуться дна глубочайшей впадины Мирового океан, но и провести там рекордные двое суток для уникальных исследований.

- Кругосветное плавание на парусной яхте. Пока еще ни одна килевая яхта с экипажем не обошла вокруг света нон-стоп.

Поделиться