Как при помощи граффити вылечить человеческую невнимательность
Фото: [из личного архива Романа Прияткина]
Искусство уличного рисунка – далеко не акт вандализма, как думают о нем многие. Может ли рисунок спасти от разрушения дома и где в России нужны художники, корреспондент «НП» узнал у серпуховского мастера Романа Remo Мураткина.
Интеллигентный молодой человек в классическом костюме и в очках скорее похож на аспиранта какого-нибудь технического университета, чем на автора граффити, каким его рисует стереотипное воображение.
- Я художник, - поясняет Роман. – Окончил художественную школу, колледж, высшее образование мое также связано с изобразительным искусством. Нередко бываю в Третьяковской галерее. Иногда приезжаю на какие-то выставки, иногда – просто в зал Врубеля.
Как все начиналось?
Сложно поверить, что у этого человека уже больше 10 лет опыта работы с уличным пространством, что он, как большинство его коллег, начинал с простых надписей подальше от народа, танцевал брейк-данс, отдавал все деньги на краску.
- Граффити первый раз увидел в журнале, - вспоминает Роман. - В каком-то из журналов, которые тогда повсеместно продавались в киосках, увидел статью. До этого видел какие-то работы на улицах, но не знал, что это целая культура. Ушел глубоко, специально покупал журналы со статьями. Году в 2002-м я впервые попробовал что-то нарисовать на стене краской. Накопил денег, купил свой первый баллон рублей за 200, забрался на заброшенную стройку. Оказалось, что все сложнее, чем представляется. Давление в баллоне было большим, краска сама по себе жидкая, со слабым пигментом. Я все думал, как же люди умудряются рисовать такие красивые картины и сложные рисунки. А рассказать мне, что к чему, было некому. От этой неудачи стало только интереснее. Когда через два года я начал создавать первый полноценный рисунок, накупив на накопления 9-10 баллонов, уже знал, что краска не одинакова. Что давление внутри баллона бывает разным, что существуют насадки, что пигментация может отличаться. За счет этого и создаются сложные работы.
Долгое время Роман занимался классическим граффити, рисуя полностью шрифтовые композиции. То ли сказалось полученное образование, то ли этот этап он просто перерос. Пробуя в не сезон декоративную графику на бумаге, он постепенно сам же вытеснил из своего творчества буквы, заменив их геометрическими формами и портретами. С этим весной и вышел на улицы.
- Это был 2010 год. В этом не было идеи, я просто пробовал технику, - пояснил художник. - Сделал за лето около 10 работ. Собрал их воедино, отправил снимки на очень известный интернет-ресурс, который посвящен уличному искусству. Там публикуют только самых интересных художников. Как-то раз зашел просто посмотреть чьи-то работы и увидел вдруг пост о себе. Людям стало интересно, нравилось. Со мной связывались разные люди, предлагали проекты.
Сегодня работы Remo есть во многих российских городах – Нижнем Новгороде, Туле, Казани, Екатеринбурге.
Рисунки на фанере
Уличных художников сегодня часто привлекают к участию в разных проектах. Обычно в каждом из них заложен свой смысл. С помощью рисунков жителям городов напоминают и о войне, классиках литературы. Участие предлагают и Роману. Когда тема ему интересна, он оставляет дела в родном Серпухове и едет на другой конец страны ради искусства.
- Недавно вернулся из Нижнего Новгорода. Там участвовал в интересном проекте «Новый город древний». Суть такова. В городе очень много деревянных домов, разных по эпохе и стилю. Их не реставрируют, а сносят. Даже если там есть семьи, их стараются оттуда выжить. Например, заколачивают все входные двери, и людям приходится пролезать к себе в квартиру через окно. Организаторы хотели привлечь к этому внимание. Нам предложили на выбор один из 20 объектов. Я остановился на доме, построенном в XIX веке. В советское время там были конюшни. Обыграл этот момент – нарисовал собирательный образ кучера, лошадей, выглядывающих из окон, мальчика. Все делалось в мастерской на фанерных щитах, которые мы потом монтировали на стены. Сегодня жителям работы нравятся, завтра – нет. Надоест – они без ущерба для дома снимут.
Тайники
Живописью – не только уличной – Роман зарабатывает себе на жизнь. Ему повезло сделать любимое дело своей профессией. Сейчас о нем знают, готовы платить за его авторские работы.
- Пробиться сегодня сложно. Я занимаюсь этим уже 11 лет, это уже какой-то срок, - поясняет он. - Пишут картины тысячи людей. Каждый из них что-то предлагает. Нужно выделяться. Должно пройти большое количество времени, чтобы получилось что-то интересное. Но все возможно.
В родном Серпухове работ его немного, и все они в таких местах, где не бывает много народу – на заброшенных стройках, складах. Там, где никому не мешают, не вызывают откровенного протеста.
Но одна из них в Серпухове стала знаменитой.
- На улице Калужской, где сейчас находятся учебные заведения, раньше была усадьба Сологубов. Здание построено в XIX веке, его не реставрируют. В одной из арок, на щитах, прикрывающих проход, я и нарисовал работу – девушку. Но цель была не в том, чтобы сделать красивый рисунок. Этим я хотел привлечь внимание к архитектуре здания. Люди о нем заговорили, приезжали фотографироваться, даже свадьбы там останавливались. Прошло три года, я недавно проходил там – работу испортили. Что-то закрасили, оторвали фанеру. Но это нормально, к этому надо быть готовым, когда рисуешь на улицах. Она в любом случае остается на память на фото. И это главное.