Побежали летать: стюарды Подмосковья рассказали о своей работе

Общество
ИТАР-ТАСС

Фото: [ИТАР-ТАСС]

Двенадцатого июля весь мир отмечает День стюардов и стюардесс гражданской авиации. По этому случаю корреспондент «Подмосковье сегодня» Анастасия Федорова расспросила трех подмосковных бортпроводников о тонкостях профессии. А заодно узнала, как они справляются с хамами-пассажирами, как совмещают личную жизнь с рейсами и главное – можно ли принять граммулечку пассажирам, чтобы не бояться перелета?

Мария Кузнецова, Лобня

Возраст: 30 лет

Стаж: 6 лет

Авиакомпания: АК «Россия»

– Почему вы решили стать бортпроводником?

– Уговорили друзья и подруги, которые на тот момент уже летали. Я долго отнекивалась. Тогда мне просто сказали: «Да тебе просто слабо!» И после этого я принципиально пошла устраиваться в авиакомпанию, хотя знала, что это нелегкий труд.

– Где и сколько нужно учиться на бортпроводника?

– Насколько я знаю, с «нуля» обучает только «Аэрофлот». Я училась, придя в «Трансаэро», в их собственном Авиационном учебном центре. Обучение длилось три месяца: с 9 до 17 каждый день, кроме воскресенья. Начинали с азов и заканчивали сервисным обслуживанием.

– Самый смешной случай в рейсе?

– Один раз, набирая высоту, мы вошли в облачность. Соответственно, за иллюминатором все белым-бело и ничего не видно. Тогда одна женщина спросила, долго ли еще будет стоять самолет. Моему удивлению не было предела, но я постаралась скрыть его и пошутила, что это все светофоры, мол, сейчас зеленый включат и дальше полетим.

– Как вели себя звезды, которых вы встречали на борту?

– В бизнес-классе как-то летели Лолита, Лариса Гузеева, певица Максим. Лолита попросила разрешить ей раздать питание пассажирам. Мы не отказали, она даже отзыв нам оставила.

– Как справляться с хамами?

– Стрессоустойчивость – это самое главное. Самая лучшая реакция – никакая. Их это начинает раздражать еще больше. Многие думают, что если они заплатили 300 долларов за билет, то все у них all inclusive. И хотят, чтобы их «облизали с головы до ног». Так не бывает. Нужно объяснить человеку, что ты стараешься предоставить сервис по максимуму, исходя из данных тебе возможностей. А вообще надо ко всему относиться с ноткой юмора, иначе может «поехать крыша». Иногда происходят такие ситуации с пассажирами, что хочется просто зарыдать. Домой приходишь с пустой душой. Как будто все из тебя вытащили.

– Каково быть пассажиром на борту?

– Раз побывав в шкуре бортпроводника, уже никогда не будешь обычным пассажиром. Несколько раз летала в отпуск и всегда помогала коллегам. Авиация теперь в крови.

Алена Дмитриева, Балашиха

Возраст: 30 лет

Стаж: 5 лет

Авиакомпания: АК NordWind

– До скольких лет можно работать бортпроводником?

– Работать бортпроводником возможно до тех пор, пока есть силы и желание, а главное – здоровье. Но есть ограничения по возрасту для первоначального обучения – до 28 лет. А если ты уже бортпроводник, то летай, пока товарный вид позволяет.

– Главное правило в профессии?

– Безопасность превыше всего. Многие считают, что стюардесса на борту для красоты и для того, чтобы кормить пассажиров. Это не так. Никто на борту, кроме бортпроводников, не знает, как вести себя в случае аварийной ситуации.

– О плюсах профессии можно сказать много, а какие минусы?

– Мало кому удается сохранить здоровье в должном виде: постоянная смена часовых поясов сбивает биоритмы, для женского организма это огромный минус. Также очень сложно завести семью из-за постоянного отсутствия дома. Ты можешь быть где угодно, только не дома. Друзья перестают звонить, приглашать на свадьбы, дни рождения, так как знают, что ты вряд ли придешь, потому что будешь в рейсе.

– Стюардесса – это романтичная профессия, много внимания от пассажиров?

– Часто просят номер телефона, у нас даже коробочка специальная была с номерами самых назойливых. А так и на свидания приглашают, и цветы дарят.

– Можно ли выпить алкоголь перед полетом, чтобы унять страх?

– Нет, в полете артериальное давление и так высокое, а алкоголь делает его еще выше, отсюда и гипертонические кризы, и инфаркты, и обмороки на борту. Берегите себя и наш труд. Случаев с алкоголем масса, именно поэтому в России установлен жесткий запрет на распитие спиртных напитков на борту.

Ян Скичко, Воскресенск

Возраст: 32 года

Стаж: 12 лет

Авиакомпания: АК «Россия»

– Обычно в профессию идут девушки. Почему именно такой выбор?

– Вообще первым стюардом был мужчина, но девушек и правда больше. У меня мама работала бортпроводником, а когда я пришел из армии, нужно было быстро заработать стартовые деньги, имея еще английский и здоровье.

– Каково работать в женском коллективе?

– Иногда сложно, потому что природное женское соперничество и ревность мешают работе.

– Что должен обязательно уметь бортпроводник?

– Не пропускать мелочи. При встрече пассажиров настоящий стюард со стажем уже видит, кто есть кто: нервозных, излишне возбужденных, «яжемать»... Сразу видно, что ожидать от рейса. А вообще, если мама с ребенком вступает на борт, мы уже знаем, кому оказать внимание, чтоб человек был доволен полетом: предложить плед, детский ремень, по возможности пересадить других пассажиров для ее комфорта.

– Какой был самый неприятный случай в полете?

– Мы просидели с пассажирами в самолете на жаре в Египте около семи часов. Рейс был разворотный, нужно было заправиться, загрузить питание, рассадить новых пассажиров и лететь назад. Но мы не могли, потому что сломался двигатель. Обратились к местному представителю, мол, надо пассажиров высаживать. На что нам отвечают, что это невозможно, служба охраны отказывается их выпускать. В итоге кто-то орет, кто-то в обмороке, командира хотят порвать на британский флаг – в общем, классика того, что сейчас модно снимать «на телефон».

– Ну и, наконец, курица или рыба?

– Я эти контейнеры с едой уже видеть не могу! Выбираю домашнюю еду.

Поделиться