Игорь Бутман рассказал о «райской» акустике Горок Ленинских и своих творческих планах

Культура и спорт
Денис Трудников

Фото: [Денис Трудников]

Меньше месяца осталось до Международного фестиваля «Джазовые сезоны», который в седьмой раз пройдет в подмосковном музее-заповеднике «Горки Ленинские». Мы поговорили с худруком одного из лучших опен-эйров страны, народным артистом России Игорем Бутманом.

– Игорь Михайлович, в разные годы хедлайнерами «Джазовых сезонов» были Леон Фостер Томас, Трио Джоны Нильссона, Тони Момрелл, а также российские звезды Лариса Долина, Сергей Мазаев, Валерий Сюткин. Каким составом будете удивлять в этот раз?

– Как всегда, мы ждем хороших интересных артистов. Два дня будут играть музыканты, которые часто с нами работают. Это певица Фантине, оркестр Георгия Гараняна, Олег Аккуратов выступит со своим трио. В связи с эпидемиологической обстановкой нам непросто вести переговоры с зарубежными коллегами. Но международный статус фестиваля мы обязательно сохраним. Из США к нам приедут трио Альфредо Родригеса – кубинского пианиста и композитора, который сейчас живет и строит карьеру в Нью-Йорке, а также группа pedal-steel-
гитариста Рузвельта Колье.

– Акустику Горок Ленинских вы как-то назвали «раем». Почему?

– Потому что там великолепный звук. Этот «рай» открылся нам, когда мы впервые разместили свою площадку возле усадьбы Морозова. Ну, знаете, там еще деревья ровным коридором вдоль аллеи стоят. Так вот, то ли архитектура здешних мест, то ли природа, то ли все вместе так хорошо резонировало, что, несмотря на большое количество аппаратуры, акустика была превосходной. Так и повелось по непонятным для нас причинам: кто бы ни выступал в Горках, звук всегда был объемным, негромким, но при этом всегда было хорошо слышно.

В прошлом году мы переместились на большое поле. Однако «райская» акустика не подвела, и оркестры по-прежнему звучали очень хорошо. В этом году будем проводить фестиваль на этой же площадке, только поставим больше аппаратуры, чтобы зрителям было комфортно наслаждаться музыкой из любой точки.

– А где вообще лучше играть джаз: на природе или в небольшом, камерном зале?

– Когда ты играешь на природе, то в этой натуральной акустике инструменты звучат почему-то лучше. В зале есть эхо, которое больше подходит под академическую музыку. А на улице этой реверберации меньше, звук не задерживается, можно себе позволить различные сочетания гармоний, ритмов. С природой невозможно спорить, она диктует свои законы.

– Недавно вы вернулись из первых для вас после пандемии зарубежных гастролей. Какие ощущения от выступлений за границей?

– Ощущения полноценности и абсолютного счастья. В начале июня я был в Италии на гала-концерте звезд американского и европейского джаза. Мы много музицировали с выдающимися музыкантами. И в какой-то момент я понял, что мы все счастливые люди, потому что снова можем выступать и слушать друг друга.

При этом не скажу, что потратил бездарно время в изоляции. Мне пришло много хороших идей. Я смог переосмыслить накопленный багаж, понял, что и как играть. Например, по­явилась идея сделать дуэт с пианистом Олегом Аккуратовым и с гитаристом Евгением Побожим. Хочу довести до ума и выпустить огромное количество музыки.

– В следующем году российский джаз будет отмечать свой столетний юбилей. Как идет подготовка к праздничной программе?

– В планах – создание документального фильма. Мы также хотим пригласить приехать в Россию наших коллег, которые в свое время оказались за рубежом. 1 октября будет большой гала-концерт российских джазовых музыкантов в Кремлевском дворце, а до этого по стране пройдут юбилейные мероприятия.

История отечественного джаза достаточно интересная. Недавно я был в Красногорском архиве, посмотрел фильм 1967 года «Фестиваль джаза». Картина идет всего 20 минут, но из интервью, которые дают там Эшпай и Гаранян, можно многое узнать и проникнуться тем самым советским джазом.

– Недавно вы сами стали главным героем документального фильма «Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога». Как вы оцениваете работу режиссера Александра Бруньковского?

– Фильм действительно уже показывают в кинотеатрах. Это несколько дней из моей жизни как джазового саксофониста и руководителя фестиваля «Джазовые сезоны». Но это не прослав­ление меня. Через фильм проходят истории многих музыкантов и выдающихся людей, в том числе спортсменов и политиков, с которыми меня свела жизнь. Фильм получился интересный, насыщенный.

– Почему вы присоединились к акции движения Putin Team и поддержали российских олимпийцев и паралимпийцев?

– Потому что решения, которые принимает Международный олимпийский комитет, вызывают много вопросов. И наказывать, лишая главных атрибутов соревнования, в том числе и гимна, это однобоко. Я бы назвал это «легкой профанацией». Мне вообще кажется, что сейчас по духу нашим спорт­сменам в качестве гимна соответствует джазовая импровизация – смелая, сильная, ни на кого не похожая, такая, как наши олимпийцы, достойно представляющие сейчас Россию, несмотря ни на что.