Как прошло открытие музыкального фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в Истре

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня ]

Публика популярного фестиваля в Истре уже научена опытом – почти всегда в день открытия идет дождь. Пятая, юбилейная программа не стала исключением. Однако эти капризы природы – ничто по сравнению с музыкой Скрябина, Бетховена, Хиндемита, которая звучала в этот вечер. Рассказываем, как прошел первый фестивальный день одного из самых громких open air России.

НЕ ЗАСКУЧАЕШЬ

В начале вечера, пока зрители собирались, дождь только моросил. Музыканты прятали инструменты под большие полиэтиленовые пакеты и крепили деревянные прищепки к пюпитрам, чтобы во время концерта ноты не унесло ветром. Ближе к музыкальной кульминации вечера дождь буквально пошел стеной, а в небе, вторя ударным инструментам, загрохотал гром. Непогода вовсе не смутила подмокшую в атриуме музея публику. На открытии был настоящий аншлаг. А организаторы, как могли, пытались создать комфортные условия для гостей: раздавали дождевики, угощали всех горячим чаем, а до начала мероприятия заботливо укрыли места в зрительном зале пленкой, чтобы дождь их не намочил.

Фестиваль в этом году посвящен 150-летию со дня рождения композитора-новатора Александра Скрябина. Поэтому в каждой программе все дни фестиваля будут звучать его произведения. Причем не только самые известные симфонические поэмы, но и камерные концерты, которые, как смело заявил президент фестиваля и художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский, «вряд ли кто-нибудь слышал ранее».

Одним Скрябиным сыт не будешь. Компанию юбиляру на фестивале составят и другие композиторы. Дунаевский обещал «швырять слушателей» от Скрябина к Хиндемиту, от Римского-Корсакова к Рахманинову.

– Вот это наш принцип – не давать скучать зрителю на чем-то одном, – улыбается народный артист России.

Такому музыкальному богатству все фестивальные дни будут соответствовать разные дирижеры: Дмитрий Лис, Дмитрий Юровский, а также лучшие симфонические оркестры и солисты страны.

ОБРАЩЕНЫ В ДУШУ

Открыла концертную программу симфония «Гармония мира». Произведение выдающегося немецкого композитора ХХ века Пауля Хиндемита исполнил Российский национальный оркестр под управлением народного артиста России Александра Рудина.

– Я очень люблю Хиндемита. Внести его в программу фестиваля была моя инициатива, – признался знаменитый дирижер. – «Гармония мира» перекликается со скрябинским огненным «Прометеем». Оба произведения обращены в человеческую душу.

После Хиндемита Русский национальный оркестр исполнил увертюру к единственному балету Бетховена «Творение Прометея». В конце вечера оркестр грянул долгожданного «Прометея» – одну из главных симфонических поэм Скрябина. При этом сцена не только наполнилась музыкой, но и раскрасилась яркими цветами – точно теми, что прописал в отдельной световой партитуре сам композитор.

Сделать Александра Скрябина центральной фигурой фестиваля – смелая идея. Ведь за этим композитором, представляющим символизм в музыке, закрепилась слава «тяжелого и сложного автора», которого под силу раскусить далеко не каждому ценителю.

Для того чтобы лучше понять творчество Скрябина, сделать его более доступным для широкой публики, организаторы придумали визуального конферансье. Роль его исполнил музыкальный критик Ярослав Тимофеев. Запись с его кратким ликбезом к программе каждого концерта транслировалась на больших экранах.

Также обычно к фестивалю музей «Новый Иерусалим» готовит премьеру масштабной выставки. В этом году перекликающейся с «Летом. Музыкой. Музеем» экспозиции нет. Зато, приехав заранее к концерту, можно бесплатно оценить постоянные и временные выставки. Недавно открылись две новые – «Лето господне», где представлены иконы с изображением церковных праздников, и камерная «[Не]суровый стиль», где есть возможность познакомиться с художниками-
шестидесятниками.