Картины одного из лучших акварелистов мира покажут в МО

Культура и спорт
Андрей Маленков / Подмосковье сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]

Она дружила с пианистом Святославом Рихтером и певицей Ниной Дорлиак, художником Ростиславом Барто (братом первого мужа Агнии Барто) и искусствоведом Александром Габричевским. Ее учителя – живописцы Артур Фонвизин и Роберт Фальк… Ее работы хранятся в Эрмитаже и Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Лувре. Ее картины выставляют в картинной галерее Зураба Церетели и в мемориальной квартире Святослава Рихтера… Скоро с ее творчеством познакомят подмосковных жителей. В культурно-досуговом центре «Черкизово» Пушкинского района готовят выставку художницы Аллы Беляковой (1914 – 2006). С 1999 года до последних дней жизни она проводила каждое лето на даче в Черкизове близ города Пушкино. Написала здесь более 100 работ, пишет газета «Подмосковье сегодня».

Она ушла из жизни на 93-м году. В 90 лет еще продолжала писать, хотя плохо видела. В основном рисовала цветы.

«Полвека она обращала цветы в акварель, прочувствовав и познав их жизнь, как свою, и сама подчас ощущала себя цветком. Рисовала пионы – и была каждым из этих пионов. Рисовала розы – и входила в каждую из этих роз…» – писал в книге «Легкое дыхание акварели» Леонид Лернер.

Эта книга вышла к 95-летию художницы, которую называют сегодня одним из лучших акварелистов мира. У нее был уникальный педагог – Артур Владимирович Фонвизин, который учил ее укрощать воду, придавать форму тому, что течет и движется.

Фонвизин работал стремительно: брал в руку сразу до 20 кистей и выхватывал одну за другой, «играя» на них, как на инструментах.

– Он никогда не смачивал бумагу, но брал на кисть много воды, чтобы акварель текла играючи. Не делал подготовительного рисунка, ибо настоящая акварель и рисунок никогда не совпадают, – вспоминала в своих записках Алла Михайловна.

Алла Белякова – не просто ученица, но и муза. Как Данте всю жизнь воспевал Беатриче, так Фонвизин – Аллу Белякову. Он написал более 100 ее портретов. А она, влюбленная в его творчество, дорожила каждой минутой общения. Она звала его Артур I Великий. Восхищалась его волшебной акварелью и училась рисовать так, чтобы краски на ее картинах мерцали, переливались, горели.

В 1953 году она знакомится с Робертом Фальком. Увидев ее картины на персональной выставке в театре «Ромэн», он подошел к ней с предложением: «Не хотели бы у меня заниматься?» И два года Алла училась в его мастерской.

Когда в 1980-х годах открыли «железный занавес», французы тут же устроили персональную выставку Беляковой, которая произвела настоящий фурор. Более 200 ее работ ушли в частные коллекции парижан.

К тому времени Алла Белякова, оставшаяся без родных, жила на подмосковной даче у своей ученицы Нины Пони (Подгорненской) и продолжала писать. Параллельно учила рисовать семью Нины. Накрывали во дворе столы и писали картины. Образовалась своего рода художественная тусовка. Весь поселок приносил цветы для рисования. И они как бы заново расцветали в акварелях. Нина Пони (Подгорненская) оказалась такой талантливой ученицей, что, начав заниматься акварельной живописью в июне, в сентябре уже принимала участие в первой выставке. И так удачно, что организаторы заметили ее работы и пригласили в числе других русских художников в Париж на пленэр.

На пленэр Нина не поехала, но в Союз художников России вступила.

– Конечно, в этом большая заслуга Аллы Михайловны. Белякова – потрясающий учитель и уникальный художник. Ее картины не просто легкие, прозрачные, воздушные, но по эмоциональному состоянию – феноменальные. Когда Алла Михайловна приезжала на лето в Черкизово, у нее открывался невероятный поток энергии. И этой энергией 90-летняя женщина делилась с нами, – вспоминает она.

Поделиться