личный кабинет
Мобильные приложения
11 декабря 2018 18:47:52
Культура

Корреспондент «Подмосковье сегодня» провел день с артистами «Русского балета»

18:41, 22 декабря 2016

В этом году областной государственный театр «Русский балет» отмечает свое 35-летие. Мы воспользовались благодушием руководства труппы по случаю круглой даты и пробрались в святая святых танцевального учреждения – за кулисы. Теперь мы знаем, зачем пуанты меняют на чуни, почему артисты регулярно пользуются фломастерами и что на танцевальной фене означает идиома «поймать стояк».

К СТАНКУ!

– Итак, раз, два, три! Спина прямая, нога ровная, выше, выше, – командует педагог–репетитор, заслуженная артистка России Ольга Коханчук.

Если для зрителя театр начинается с вешалки, для артиста балета - со станка (такое пролетарское название носит палка для танцевальных упражнений). Почти два часа ежедневно длятся упражнения в середине зала – необходимая часть ежедневной балетной жизни.

Не давая себе поблажки, вместе с артистами занимается худрук «Русского балета» – народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Говорит, никакое слово не способно научить так, как личный пример.

– Труппу в балете делает кордебалет, – заверяет Гордеев. – Это солиста можно пригласить из любого театра, а кордебалет – не-ет, их не пригласишь. Их надо собирать и день за днем, год за годом репетировать. Чтобы балерины четко, как одна, в одну линию работали. Вот в чем достоинство театра! В нашей труппе едва ли не каждая балерина может исполнить знаковую партию, а завтра раствориться в кордебалете.


ЧУНИ И ФЛОМАСТЕР

И вот класс окончен. Взмокшие артисты отправляются на недолгую передышку. Кто-то заговаривает с коллегами о семье, кто-то утыкается в гаджет. Между репетициями изящные формы танцоров скрыты под теплыми свитерами, вязаными шарфами и меховыми чунями. 

– Ноги у нас все время должны быть в тепле, мы не можем их охлаждать, а чуни как нельзя кстати подходят, – говорит заслуженный артист Республики Коми, солист «Русского балета» Максим Фомин.

Перед репетицией основных сцен вечернего спектакля Фомин красит сценические туфли.

– Балетные туфли в основном закупаются белые или черные, – говорит солист. – Мне сегодня под костюм нужны бежевые, вот и подкрашиваю тональным кремом.

На этот процесс у Максима уйдет минут 15. Бывает, что приходится тратить и больше. Например, если туфли нужны синие. Тогда в дело идет фломастер.


БАЛЕРИНЫ И СТАКАНЫ

Еще сложнее дела обстоят с пуантами. На один спектакль балерине требуется минимум две пары. Одна – для игровых моментов, другая – для технических, пожестче. Свою обувь балерина никогда и никому не доверяет.

– Когда берешь новую пару, надо обязательно обшить пятаки, на которых стоит танцовщица, – говорит балерина Мария Гладышева. – Обязательно надо размять жесткую стельку под свою стопу и разбить «стакан» – место, где пальцы. Ленты тоже пришиваем сами, под свою ногу. 

На все манипуляции уходит вечер, а прослужит пара пуант едва ли более двух недель. Гладышева уже давно танцует в американских пуантах. Стоит такая обувь дороже, зато ее можно освежать в стиральной машине, да и держится она несколько месяцев.

А вот заслуженная артистка России Светлана Устюжанинова всю жизнь танцует только в пуантах из мастерской Большого театра.

– Лучшей балетной обуви я для себя представить не могу, – говорит Светлана. – Ради меня даже мастер из Большого на пенсию не уходит (смеется). Чтобы я не осталась без пуант.

Сегодня такое трудно представить, но были времена, когда балерины танцевали в туфлях на небольших каблуках. Только с развитием романтического направления в балете в XIX веке танцовщицы встали на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони во французском балете «Сильфида».


ДИЕТА ДЛЯ БАЛЕТА

Времени на перекус у артистов остается немного. Много им и не надо. Чтобы сохранить хорошую форму, есть они предпочитают небольшими порциями и преимущественно полезные продукты. Здесь не придерживаются легендарного совета Майи Плисецкой. Когда ее спрашивали, как она сохраняет такую фигуру, балерина отвечала: «Сижу не жрамши».

Балерины «Русского балета» едят, но в меру. Идеальный вес – «рост минус 120», то есть не более 50 кило. Все для того, чтобы партнер мог сделать поддержку с непринужденной сценической улыбкой.

– Конечно, девочки себя ограничивают в мучном, сладком, – рассказывает заслуженная артистка России, педагог «Русского балета» Яна Казанцева. – Стараются налегать на витамины. Труд балерины тяжел физически, если они будут недоедать, не будет сил.

Яна знает, о чем говорит. Сама танцевала в Большом театре и даже руководила «Русским балетом», когда Вячеслав Гордеев был депутатом Мособлдумы.


КОСМЕТИЧКА ВМЕСТО ГРИМА

Прогон вечернего спектакля закончен, до выхода на сцену остается два часа. После таких нагрузок - и на сцену! Невероятно. Артисты говорят, обычное дело. Сейчас все пойдут гримироваться и наряжаться, а потом обязательно разогреваться вновь, чтобы мышцы были готовы.

Танцоры «Русского балета» гримируются всегда сами. Светлана Устюжанинова готовится к партии Эсмеральды. Она 26 лет в «Русском балете» и ни разу не доверила свой образ чужим рукам. Умелыми движениями она подводит глаза, красит ресницы. Пару дополнительных штрихов - и перед нами истинная цыганка.

– Я столько лет танцую, что мне достаточно знать, кем я сегодня буду, и переступить порог театра, – говорит Устюжанинова. – И все, я уже в образе. Вот беру красную розу, смотрю на нее - и во мне просыпается Эсмеральда.

Почти все артисты «Русского балета» гримируются не театральным гримом, а обыкновенной  косметикой. Она не так вредит коже, позволяя ей дышать, и не течет, даже если балерина сильно вспотеет.

Косметику какой фирмы выбрать – личное дело артиста. А вот в чем у него нет права выбора, так это в украшениях. Кольца, серьги, цепочки артисты балета обязательно снимают перед спектаклем, чтобы не зацепиться за костюм партнера или не поцарапать его.

– Допускаются только те украшения, которые предусмотрены ролью, – рассказывает соседка Светланы по гримерке Мария Гладышева.

***

Спектакль отгремел. Впечатленные зрители покидают театр, обсуждая воздушность балерин.

За опущенным занавесом  в это время происходит (буквально) разбор полетов. Опытный глаз художественного руководителя не пропускает ни одной шероховатости. Он делает замечания и благодарит за работу.

Артисты снимают с гудящих ног пуанты и туфли, меняя их на теплые чуни. Блестящие костюмы сменяют свитера и джинсы, смывается яркий грим. Короткий двухчасовой миг праздника закончен. Дома члены труппы будут где-то к полуночи. Завтра в 11.00 им снова к станку.

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх