Пачка на прокачку: кто шьет костюмы артистам театра «Русский балет»?

Эксклюзив
Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

В этот день 182 года назад легендарная танцовщица Мария Тальони впервые примерила пачку. Чтобы скрыть нестандартную фигуру балерины, которая играла фею, ее отец, хореограф, придумал юбку, придающую образу легкость и воздушность. За это время пачка почти не изменилась. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал в мастерской, где рождаются костюмы для Московского областного государственного академического театра «Русский балет».

ШИТО-КРЫТО

Главный модельер и художник по костюмам, директор ателье «Вита Театрале» Екатерина Яковлева обходит стеллажи с фатином, тесемками, бязью и шкатулками, до краев наполненных жемчугом, камнями, стеклярусом и другой фурнитурой. Мастерам достаточно всего одной примерки, чтобы сшить пачку. Ее изготовление занимает около 10 часов. Но на полноценный костюм с декором уйдет не меньше двух недель.

– Мы не работаем по готовым шаблонам, – говорит Екатерина. – Для каждого артиста делаем индивидуальные лекала.

Под закроечным столом конструктора Светланы Тихоновой – целая «Ленинская библиотека». В этих папках и каталогах собраны данные сотен артистов со всего мира – размеры их бедер, обхват талии и груди. В этом секретном досье хранятся даже мерки Анастасии Волочковой на пике карьеры и формы.

По словам Яковлевой, русскую школу балетного костюма знают и ценят во всем мире. Поэтому неудивительно, что «Вита Театрале» обшивает труппы Америки, Австралии, Германии, Канады и Кореи. В стенах этой мастерской рождались и костюмы для главных постановок Вячеслава Гордеева – «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика».

– Вот, например, размеры, снятые с Ани Щербаковой (прима-балерина «Русского балета». – Прим. ред.), – показывает Светлана.

Сейчас для примы здесь шьют черную и белую пачки к «Лебединому озеру», в котором она будет танцевать Одетту и Одиллию.

СЕКРЕТНОЕ СОСЕДСТВО

Балетная пачка всегда строится по четким архитектурным канонам. У нее есть фундамент в виде стальной ленты, на которой держится каскад слоев разной длины и глубины.

Чтобы пачка смотрелась пышной и «дышала», каждый ряд тюли делают немного длиннее предыдущего. Обычно на такую юбку требуется 10–12 слоев фатина. Пуговиц, молний и липучек в пачке не встретишь. Все детали держатся на крючках, пришитых в шахматном порядке.

Финальный штрих – тюник. Верхняя часть пачки, украшенная фурнитурой или вышивкой, может рассказать о культуре и времени, к которому принадлежит костюм. Эффектно на тюнике смотрится тамбурная вышивка, когда ткань заполняется узором на машинке стежок за стежком. По словам Яковлевой, мастериц, которые владеют этой техникой, в Москве по пальцам пересчитать. Впрочем, как и механиков, которые обслуживают старинные швейные машины, создающие эту красоту.

На протяжении многих лет Екатерина пыталась найти секрет идеальной пачки: комфортной, красивой и долговечной. Недавно она приблизилась к своей мечте, придумав соединить несколько видов сетки в одной конструкции.

– Раньше все шили из английской тюли, которая быстро обвисала, – говорит модельер. – Но сейчас появилась итальянская сетка – невесомая, прочная, вечная. Ее ни один краситель не берет, а на ощупь она как стекло, поэтому с телом она не соприкасается. Никто в России, кроме нас, ее не использует.