Подмосковные мотогонщики с рекордом покорили перевал Дятлова

Культура и спорт
Из архива Андрея Леонова

Фото: [Из архива Андрея Леонова]

Уникальный и рекордный мотопробег совершили подмосковные гонщики на двухколесных машинах класса эндуро. Менее чем за сутки без навигационных систем, поддержки и сопровождения они покорили две горные вершины на печально известном перевале Дятлова на Северном Урале.

ИСПЫТАТЬ СЕБЯ И ТЕХНИКУ

Гонщиков трое – Алексей Зенин, Максим Котов из Луховиц и Андрей Леонов из Зарайска. Подготовка велась под руководством главного тренера сборной Московской области Олега Леонова, отца Андрея. Опыт прохождения маршрута в одном из самых глухих и труднодоступных районов Урала уже был. Год назад Зенин и Котов добрались на эндуро до вершин гор высотой 1100 м
и 1234 м соответственно. Потратили двое суток. Теперь маршрут предстояло преодолеть за сутки.

– Покорение перевала Дятлова на мотоцикле требует хорошей физической формы и специально подготовленного эндуро, – рассказывает Олег Леонов. – Перед ребятами было несколько задач: испытать себя в необычных обстоятельствах, проверить на выносливость себя и технику, закрепить опыт прохождения новых сложных грунтов.

Ранее никому не удавалось за один световой день побывать на обеих горных вершинах перевала Дятлова, поэтому гонщики держали в голове установку рекорда. Трудность состояла еще и в том, что покорять трассу предстояло безо всяких навигационных систем, проводников и группы сопровождения. На вооружение брались только советы и подсказки местного населения.

ПО ГОРЛО В ВОДЕ

Урал – это хоть и не Кавказ, в районе перевала Дятлова нет высоких гор, но есть особая специфика. Покрытие дорог здесь такое, что подобрать резину просто невозможно. Здесь есть грунты мягкие и жесткие, грязь, снег, болото, реки. Маршрут, который предстояло преодолеть, не-
длинный, всего 80 км, но сил отнимает уйму. Поскольку технической поддержки нет, 10-литровые канистры с бензином, запасные камеры к колесам привязывали к мотоциклам. А еще в бауле были инструменты, консервы, вода. Использованные емкости дальше с собой не брали, подбирали на обратном пути.

– Форсировали восемь речек, две из них вброд, – говорит Андрей Леонов. – Надували камеры от грузовика и на них переправляли мотоциклы, а сами шли по горло в воде. В три ночи стартовали, финишировали в 23 часа этого же дня. На штурм двух гор ушло менее суток, хотя когда во второй речке у меня утонул мотоцикл, в первый момент подумалось, что рекорда не будет. Но дружно вытащили эндуро. Вес его 106 кг! Реанимировали технику, промыли, прочистили, залили маслом и двинулись дальше.

– А медведей по пути встречали? – задаю вопрос райдеру.

– Не-е-е-е, – улыбается Андрей. – Но незабываемые впечатления получили. Увидели глухой край, людей, в нем живущих. Греет душу и то, что отдали дань памяти туристам, погибшим на перевале Дятлова в 1959 году.

Впереди у гонщиков этапы чемпионата России. Тренер Олег Леонов надеется на успешные выступления своих подопечных.

– Перевал Дятлова послужил отличной тренировкой, – подчеркивает наставник. – Следующим летом, когда будем готовиться к осенним гонкам, задумали покорить на эндуро Эльбрус.

Справка

Эндуро – так называют и внедорожные мотоциклы, и гонки по пересеченной местности. Предполагают агрессивный стиль езды по бездорожью. Самое первое испытание было проведено в США 4–5 июля 1902 года маршрутом из Бостона в Нью-Йорк. В России одним из главных центров развития эндуро является мотопарк в Зарайске.