Призраки, ромашки: Какой смысл закладывают в фильмы победители мультфеста «Пластилиновая ворона»

Культура и спорт
Из архива Александры Заболоцкой

Фото: [Из архива Александры Заболоцкой]

Фестиваль анимации «Пластилиновая ворона» имени Эдуарда Успенского, прошедший в Егорьевске в четвертый раз, доказал, что мультфильмы любят не только дети. Рассказываем о победителях, чьи фильмы нас больше всего впечатлили своими сюжетами и подачей.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГРАН-ПРИ

По специальности 27-летний Сергей Нестеркин – учитель ИЗО и черчения, но в школе он никогда не работал. В родном Егорьевске Сергей разрабатывает дизайн для полиграфии, делает баннеры. Работа его устраивает, но настоящую отдушину профи нашел в анимации.

– Свой первый мультфильм с использованием компьютерной графики я сделал только пару лет назад, – рассказывает Сергей. – С тех пор решил осваивать классическую покадровую анимацию.

В этой технике сделано большинство наших мультиков: от «Ну, погоди!» до «Смешариков». Но возиться с ней современные мультипликаторы не спешат, предпочитают делать все на компьютере. Сергей, наоборот, легких путей не ищет, работает по старинке. Работа «Пикник», получившая Гран-при, состоит из 50 сцен. В каждой – от 8 до 50 листов раскадровки. «Пикник» – это история о жизни одинокого островка природы, вынужденного сражаться с окружающим его миром машин, заводов, промышленных труб. Даже дни маленьких ромашек превращаются в битву с человеком и техническим прогрессом.

– Финал я оставил открытым, – рассказывает Сергей. – С одной стороны, очередную битву мир природы выиграл, и зритель уверен в хеппи-энде. Но камера берет общий план, и мы видим, что шансы победить в войне с заполонившими мир машинами у островка очень малы.

НЕОБЫЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Победители в номинации «Лучший сценарий» – воспитанники Егорьевского комплексного центра социального обслуживания и реабилитации «Журавушка». Коллектив показал пластилиновый мультфильм о мальчике-колясочнике, познакомившемся со спортсменом. В центре реализуют проект «Студия мультяшки». У ребят, занятых в нем, разные диагнозы: у одних – нарушение пограничной стадии аутистического спектра, у других – трудности с адаптацией, третьи – слабовидящие. Анимация для них – не просто развлечение, а терапия, помогающая преодолевать свою внутреннюю замкнутость, скрытые страхи.

– Занятия способствуют развитию мелкой моторики, развивают коммуникативные навыки, позволяют ребятам учиться, общаться между собой, – рассказала педагог «Журавушки» Татьяна Бурова.

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Студентки Высшей школы экономики Александра Заболоцкая и Алина Седых представили промоверсию первой серии своего мультсериала «Та сторона дороги». Проект девушки создали для региональной общественной организации «Союз безопасности дорожного движения». По сюжету главная героиня Надя попадает в опасные ситуации вместе с мальчиком-призраком Елисеем. «Та сторона дороги» – легкий, но неоднозначный мульт­фильм. В нем переплетено и фантастическое, и реальное.

– Мы хотим привлечь внимание людей к проблеме безопасности. Дорожной в первую очередь, – рассказала Александра. – Нраво­учения не всегда работают. Лично мне больше понятно, когда убеждают в чем-то через творчество и вовлечение. Поэтому мультик и появился.