Революция'17: МГТ представил спектакль, посвященный событиям вековой давности

Культура и спорт
Ксения Угольникова

Фото: [Ксения Угольникова]

К 100-летию Октябрьской революции Московский Губернский театр подготовил новый спектакль «Восемь», который рассказывает о последних днях жизни великой княгини Елизаветы Федоровны и других членов семьи Романовых. На малой сцене театра труппа пытается осмыслить то, что произошло век назад, а заодно ответить на вопрос – а можно ли было все исправить?

Спектакль «Восемь» поставлен по одноименной пьесе молодого драматурга Владимира Зуева. В прошлом году он стал победителем конкурса МГТ «Возрождение. Накануне. 1916–2016» и теперь получил возможность показать свое произведение на сцене театра.

Спектакль, созданный под руководством режиссера-постановщика Анны Горушкиной, описывает события, произошедшие перед гибелью членов дома Романовых под Алапаевском.

– Пьеса революционная. Мы показываем две стороны: и князей, и большевиков, – говорит Горушкина. – Несомненно, постановка вызовет разные эмоции, но факт во всем этом только один – чем больше убийств, тем страшнее.

Зритель во время спектакля совершенно точно будет внимательно следить за каждым шагом и словом действующих лиц, так как зрительный зал и игровое пространство актеров будут предельно сближены. В этом небольшом камерном пространстве – а по большому счету классной комнате алапаевской школы, где заключены представители царской фамилии, – гости театра и персонажи сядут за одни парты.

– Мы должны заново пройти те же самые уроки и заучить раз и навсегда то, что произошло тогда, – говорит художественный руководитель МГТ Сергей Безруков. – Ту трагедию о столкновении человеческих судеб, когда брат воюет против брата. И это очень сложная задача – передать атмосферу того времени, поэтому здесь все – и убийцы, и убиенные – садятся за одну школьную скамью.

Анна ГОРУШКИНА, режиссер-постановщик спектакля:

– Спектакль на эту тему без страха не сделаешь. Я взялась за него с одной мыслью: возможно ли то, что произошло, переосмыслить и не допустить подобного? Для меня важно было, чтобы зрители увидели людей за историческими лицами, их переживания, их восприятие истории, а не просто историческую часть, которую можно прочитать в книгах. Человеческие отношения – это вечная тема. Хочется, чтобы люди подумали, что они делают и к чему могут привести их действия. В какую сторону они сделают выбор, в такую сторону пойдет и история. И это зависит от каждого из нас.

Сергей БЕЗРУКОВ, художественный руководитель МГТ:

– В этой истории сложные судьбы, здесь неоднозначно трактуются персонажи, потому что у каждого есть своя правда. Но самое главное – никакие даже самые светлые идеи не могут оправдать убийство и лишение человека жизни. Трагедия того времени научит нас, сегодняшних, не повторять этих ошибок – нужно заучить этот урок раз и навсегда: чтобы ни у кого даже помысла не было о новых революциях и братоубийственной войне.

Наталья ШКЛЯРУК, исполнительница роли Елизаветы Романовой:

– О Елизавете много написано, в ней как в человеке много противоречий. И первый сложный для меня вопрос: кто она больше – политик или человек веры? Я благодарна судьбе за то, что мне выпала такая честь – пустить ее в себя. Она удивительный, великий, духовный, честный, открытый, добрый человек. Ее правда – убить человека можно, но веру убить нельзя.

Степан КУЛИКОВ, исполнитель роли революционера Ефима Соловьева:

– В этой истории нет правых и виноватых. У Ефима правда простая – он воевал за царя, сбежал, увидев много бардака и крови, а потом пошел против всего этого. Он хотел, чтобы у его детей и внуков было все. Его волнует не народ, а личная боль. Мне его не хочется оправдывать, несмотря на то что работа артиста заключена в том, чтобы оправдывать персонажа. Соловьев совершил много страшных вещей, за которые нужно нести ответственность, а чтобы ее избежать и не стать убийцей, он отказался от Бога.

Поделиться