Рыцарь на пуантах: в 80 лет педагог «Русского балета» дает фору 20-летним балеринам

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

В танцевальном классе, сменяя одну позицию ног за другой, балерины внимают указаниям заслуженной артистки России Ольги Коханчук – главного педагога-репетитора подмосковного театра «Русский балет». Эта хрупкая женщина вырастила бесчисленное количество учеников, вывела на сцену балерин в сложнейших партиях, а сама получила главную балетную награду в России. Рассказываем про уникального педагога, разменявшего девятый десяток и продолжающего служить танцу.

СЛУШАТЬ МУЗЫКУ, СЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ

На мастер-классах Ольги Коханчук всегда аншлаг, солисткам и танцовщицам кордебалета приходится заранее приходить в аудиторию, чтобы занять свое место. Но даже так зал не вмещает всех, поэтому в центр аудитории ставят дополнительные станки. В начале урока балерины одеты как капуста: в шерстяных штанах, футболках и кофтах. По мере разогревания мышц они снимают с себя одежду, складывая ее рядом с собой, так что заполненные подоконники и полы в конце занятия напоминают вещевой магазин.

– Подтягиваем колени на раз, на два – делаем батман жете. Держим подбородок – на три. И не проваливаем, не проваливаем спину, – проговаривает Ольга Васильевна.

Перемещаясь по залу, она будто затылком чувствует все недочеты учениц. Останавливает концертмейстера и требует от балерин не только технически точного исполнения движения, ведь важно это делать еще и с душой и характером.

– Подняла высоко руку, вывернула стопу идеально, а глаза – пустые. Так быть не должно, – ругается Ольга Васильевна.

НЕ ВЕСИЛА БОЛЬШЕ 42 КГ

Педагог не устает повторять, что балет – это постоянные боль и преодоление. Только через такой катарсис рождается настоящее искусство. Будущая народная артистка родилась с пороком сердца. Любая физическая нагрузка была ей запрещена. Но по иронии судьбы именно балет манил Коханчук больше всего на свете. Поэтому она, несмотря на все запреты, сбегала в хореографическую студию Дворца пионеров в Сыктывкаре. А когда ее перестали пускать туда, сама организовала танцевальный кружок в школе.

– Я мастерила себе пуанты из газет. Просто хотела танцевать, – вспоминает Ольга Васильевна, которая все-таки победила свою болезнь и стала солисткой Музыкального театра.

О былых звездных выступлениях Коханчук на сцене напоминают архивные фотографии на стене ее небольшого кабинета. Эти снимки возвращают на 40 лет назад. Вот она парит в воздухе в оперетте «Веселая вдова» или застывает, отклонив голову, в роли Райды в балетном спектакле «Яг-Морт». Перетанцевав весь классический балетный репертуар, Ольга Коханчук завершила сценическую карьеру в 38 лет, посвятив себя педагогической деятельности.

– Могла бы и дальше выступать, форма позволяла, – признается она. – Никогда не весила больше 42 кг, хоть и ела безумно много, больше мужа иногда. Диет не признавала, с конституцией повезло (смеется).

В 1985 году она познакомилась с Вячеславом Гордеевым. Художественный руководитель театра «Русский балет» приехал в Сыктывкар ставить спектакль «Память», а Ольга Васильевна помогала процессу. С тех пор Коханчук – правая рука Гордеева, на ее хрупких плечах держится труппа.

ЖЕСТОКАЯ ПРОФЕССИЯ

На уроках педагог сама постоянно подходит к станку, показывая, как правильно должен выглядеть балетный элемент. В свои 80 она может повторить многие танцевальные па не хуже 20-летних прим.

– Одни не хотят делать четко движения, другие не могут: жалуются, что им, например, «пах больно», – говорит Ольга Васильевна. – Ну и что? Балет – жестокая профессия. Не бывает такого, чтобы у артиста что-то не болело. Надо терпеть.

Современные тренды, в которых зачастую балетную классику смешивают с художественной гимнастикой, Коханчук не признает.

– Русский балет славится танцем с душой. Этим мы отличаемся, например, от китайских артистов, которых в 99 случаях учат наши педагоги, – рассказывает Коханчук.

В пандемию Ольга Васильевна давала мастер-классы по Zoom. Надевала пуанты, вставала в дверной проем своей квартиры в Щелкове и встречалась с учениками в виртуальном пространстве. В прошлом году получила главную в России балетную награду «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета». Такого звания в свое время удостаивались Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Марина Семенова, Вячеслав Гордеев. В честь 80-летнего юбилея Ольги Коханчук 19 мая «Русский балет» дает «Лебединое озеро». В главных партиях выйдут ее лучшие ученики: Анна Щербакова, Сиори Фукуда, Дмитрий Котермин. Все они сегодня звезды балета, которые зажглись благодаря педагогу.