Средневековые страсти разыграли артисты «Геликон-Оперы» у стен Успенского собора в Коломне

Культура и спорт
Андрей Маленков / Подмосковье сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]

Страсть, ревность, заговор, убийство, месть – вот краткое содержание оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, представленной в воскресенье в Коломне в рамках фестиваля «Русская опера у стен монастыря». Душераздирающая история третьей избранницы Ивана Грозного Марфы Собакиной, успевшей прожить в новом статусе две недели и отравленной коварной соперницей, даст фору любой мыльной опере.

Природа в помощь

В «Истории Государства Российского» Николай Карамзин называл третью невесту Ивана Грозного Марфу Собакину дочерью новгородского купца, но есть версия, что жил этот Василий Собакин в Коломне. Здесь не единожды бывал и сам царь – город являлся местом сбора войск перед походом на татар. Наверное, во многом оттого «Царская невеста» Римского-Корсакова, сыгранная артистами театра «Геликон-Оперы» под стенами Успенского собора в Коломенском кремле, звучала здесь весьма органично.

– История, конечно, жуткая, выворачивающая все человеческие пороки наизнанку, рассказывающая о том, как просто бывает загубить человеческую душу, – отметил худрук театра Дмитрий Бертман. – И в то же время это очень христианская история, потому что у некоторых героев наступает момент признания, раскаяния. И здесь, на фоне соборной стены, в окружении храмов она смотрится, читается особенно.

В момент, когда на сцене Любаша принимает решение отравить Марфу Собакину, над головами зрителей тревожно начинают кружиться ласточки, а с реки тянет прохладой, несмотря на 30-градусную жару. Это Бертман и называет помощью природы.

Звон до мурашек

Когда в союз с голосами артистов вступали колокола шатровой и надвратной колоколен, даже у видавших виды оперных певцов мурашки пробегали по коже.

– Было такое ощущение, что мы на мгновение перенеслись туда, на сотни лет назад. Незабываемое впечатление, опыт на всю жизнь, – подчеркнул Михаил Гужу - исполнитель партии Василия Собакина.

Впечатления артистов разделили и зрители, которых на Соборной площади набралось больше тысячи.

– Я всегда считал оперу очень сложным искусством, но сегодня убедился, что она может быть очень интересной и увлекающей, – говорит 27-летний Иван Сызранцев. – Люди много веков назад переживали такие страсти и проворачивали такие интриги, что современникам и не снятся. А про своего тезку Ивана Грозного хочу теперь больше почитать. Очень неоднозначный человек.

Согласен с Иваном и ректор Школы-студии МХАТ заслуженный артист России Игорь Золотовицкий, на долю которого выпала литературная вступительная часть:

– Готовясь к выступлению, снова убедился, что знаю далеко не все. Не знал, что у Грозного было восемь жен. Великая опера, основанная на реальных событиях, как сейчас принято говорить, заставляет о многом задуматься. Я рад, что причастен к просветительству, потому что эту акцию можно назвать именно так. Она просветила и меня.

Поделиться