В Коломне открылся «портал» в параллельные миры Венедикта Ерофеева

Культура и спорт
Александр Уваров

Фото: [Александр Уваров]

В музее «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» открылась уникальная выставка «Параллельные миры Венедикта Ерофеева». Главным экспонатом, вокруг которого и построена экспозиция, стал дневник писателя с заметками философов-экзистенциалистов. Рассказываем, как с помощью всего одного предмета можно по-новому взглянуть на смысл поэмы «Москва – Петушки» и на личность ее автора.

Около пяти лет назад «Арткоммуналка» приобрела на аукционе лот, который позиционировался как «ученический конспект студента Коломенского педагогического института Венедикта Ерофеева 1963 года». Купили за сравнительно небольшие деньги – 70 тыс. руб. А после атрибуции предмета оказалось, что этой записной книжкой, наполненной прямыми цитатами философов-экзистенциалистов, а также комментариями к ним, Ерофеев пользовался при создании своих произведений. В частности, поэмы «Москва – Петушки». Есть мнение исследователей, что эта книжка была записана непосредственно в Коломне.

– Значимость этой вещи в том, что поэт в своем творчестве отчасти наследует дух экзистенциальной философии, изучению которой и посвящена эта тетрадь, – говорит куратор выставки Егор Ларичев. – За такими записными книжками Ерофеева охотятся все исследователи его творчества. Поэтому для музея это редкой удачи лот.

По сути, полного высшего образования у Ерофеева не было. А все его попытки получить диплом заканчивались плачевно. Несмотря на отличную успеваемость, его отчислили из МГУ, Владимирского, Орехово-Зуевского и Коломенского педагогических институтов. Но у Ерофеева был свой метод самообразования. Когда его интересовал какой-то предмет, он приходил в биб­лиотеку, набирал книги и собирал информацию в свою записную книжку. Так случилось и с этой тетрадью, заполненной выписками на тему экзистенциальной философии, ставшей, по сути, первым и единственным экспонатом в «Арткоммуналке», принадлежавшим лично Ерофееву.

А теперь самое интересное – полистать на выставке тетрадь нельзя. Экспонат помещен в витрину, дорога к которой проходит сквозь галерею репродукторов, цитирующих разными голосами выдержки из этой книжки. Пока посетители идут к дневнику, освещенному красным светом ламп, по красной ковровой дорожке, на стенах в качестве видеопроекций отображаются страницы из этой философской тетради.

Вторая глава выставки – инсталляция, посвященная непосредственно «Москве – Петушкам». Ее авторы, студенты Архитектурной школы МАРШ, исследуя мир постмодернистской поэмы, обнаружили, что единственное материальное в ней – это чемодан, в котором Веничка везет два стакана орехов, конфеты «Василек» и пустую тару.

– Остальное – фантомы Вени, – говорит куратор Егор Ларичев.

Экспозиция этой части выставки перенесена в ванную комнату «Арткоммуналки». Перешагнув ее порог, посетитель оказывается в чемодане, внутри которого через маленькую щелочку брезжит свет. Заглянув в это отверстие, можно увидеть меняющиеся картины, которые также могли бы наблюдать из окна движущегося поезда герои прозаи­ческой поэмы.

Спокойствие чемоданного пространства нарушают только цитаты из «Москвы – Петушков» в исполнении самого автора. Самые сильные строчки заставляют задуматься. Например: «Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек» или «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни».