Битва за полки: как поставщики могут попасть в крупные торговые сети

Экономика
Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Фото: [Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС]

Генеральная прокуратура планирует проверить, не ущемляют ли крупные ритейлеры права товаропроизводителей. В какие условия сегодня поставлены поставщики и как подмосковному фермеру вывести свою продукцию на полки сетевых магазинов, разобралась корреспондент «Подмосковье сегодня» Юлия Юдина.

По сообщению газеты «КоммерсантЪ», Генпрокуратура РФ совместно с ФАС собирается начать проверки продуктовых ритейлеров. Делать это будут по депутатским запросам. Причиной ревизии стали споры между поставщиками и сетевыми магазинами. Так, производители неоднократно жаловались, что при заключении договоров нарушается законодательство в области ценообразования. Кстати, ведомство уже проводило подобные рейды в 2015 году, тогда они были вызваны резким повышением цен на продовольствие.

Владимир Федоренко / РИА Новости

Первый вице-президент компании «Мортадель» Эльвира Агурбаш говорит, что производители сегодня поставлены в заведомо невыгодные условия.

– Всем устанавливают определенные рамки, и поставщик пытается войти в этот ценовой порог, – говорит Агурбаш. – В большинстве случаев они вынуждены экономить на качестве продуктов, чтобы попасть на полки магазинов.

Чтобы поставить товар по низкой цене, некоторые производители используют дешевое сырье. К примеру, в сыре, сливочном масле, твороге и сметане заменяют молочный жир растительным и добавляют крахмал. Для удешевления мясной продукции используют «аналоги» говядины и свинины: соевый и коллагеновый белок, мясо птицы механической обвалки и шкуру животных.

При этом, по словам исполнительного директора Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александра Бражко, качественные продукты из натурального сырья в принципе не могут стоить дешево: сливочное масло должно продаваться по цене от 600 руб. за кг, сыр – от 500 руб. за кг, творог – 220-240 руб. за кг, сосиски – от 350 руб. за кг.

Наталья Селиверстова / РИА Новости

В любом случае, крупные производители, несмотря на конфликты с ритейлерами, рынок покидать не собираются. А может ли фермер сегодня реализовать свою продукцию через супермаркеты? Сетевики говорят, что да.

– Если он готов обеспечить бесперебойные поставки в большом объеме, – отмечает Владимир Русанов. – При этом продукция должна быть высокого качества и по конкурентной отпускной цене.

В пресс-службе Х5 Retail Group нам рассказали, что в Московском регионе много небольших хозяйств, которые размещают свои предприятия в сетях в формате shop-in-shop, то есть «магазин в магазине». Речь идет в первую очередь о молочной продукции, яйцах, мясе, овощах и фруктах.

– У нас в общей сложности партнеры арендуют в Москве и области почти 90 тыс. кв. м, – рассказали в компании. – В числе крупнейших – производители продуктов питания, продавцы цветов, аптечные киоски. Фермерские товары небольших сельхозпредприятий представлены более чем в 300 магазинах нашей сети в таких категориях, как свежее мясо, мясная гастрономия, кулинария, выпечка и рыба.

Сергей Белянин

Сами фермеры еще несколько лет назад жаловались, что попасть со своим товаром на полки крупных торговых сетей крайне сложно. Сегодня они задают другой вопрос: а нужно ли?

– На самом деле попасть в магазин легко, намного труднее оказаться в тележке у покупателя, – говорит подмосковный фермер из Клина Александр Шаин. – Чтобы обеспечить объемы, необходимые для крупных магазинов, следует расширять производство и брать в аренду дополнительные площади. Сегодня многие подмосковные производители выбирают другую нишу – сельхозярмарки.

Поделиться