Бизнес-омбудсмен МО: «Главное преимущество Подмосковья – географическое расположение»

Экономика
Юлия Мартынова/Люберецкое ИА

Фото: [Юлия Мартынова/Люберецкое ИА]

С 2014 года Владимир Головнев занимает должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области и оказывает бизнесменам региона помощь в соблюдении и отстаивании их законных интересов.

– Чем институт уполномоченного занимался в 2017 году? Каковы основные итоги работы?

– Мы закончили формирование сети общественных приемных – они открыты почти во всех муниципальных образованиях Московской области. Это уникальная практика, существующая только в нашем регионе. Мы изменили подходы в работе. Обращения, которые поступают ко мне напрямую или через моих помощников, рассматриваются не как отдельно взятый вопрос, а с точки зрения системы. Причем около двух третей из них мы решили положительно, восстановили права заявителей полностью или частично.

– С какими вопросами чаще всего обращаются люди?

– Чаще всего в этом году предприниматели жаловались на административные барьеры. По-прежнему поступают обращения на действия или бездействие правоохранительных органов, на организацию нестационарной торговли, возникают вопросы в сфере земельно-имущественных отношений. Особо обострилась ситуация с невыплатами по муниципальным контрактам. Вроде бы в бюджете деньги предусмотрены на те или иные нужды органов власти, а как доходит дело до оплаты, возникают проблемы. Для многих предприятий малого и среднего бизнеса государство – главный заказчик, и если оно не выполняет свои обязательства, опускаются руки. Но это на контроле держит генпрокуратура – в начале года, например, был большой форум в Ярославле и этот вопрос обсуждался отдельно.

– Как вы решаете все эти проблемы?

– Мы придерживаемся риск-ориентированного подхода. Мы живем в непростые времена, и бизнесмены экономят на юристах, экономистах, поэтому зачастую не поспевают за многообразием нормативных актов – в год их принимают несколько сотен. Нам хотелось бы, чтобы надзорно-контрольные органы были в первую очередь помощниками бизнеса, чтобы бизнесмен мог проконсультироваться и получить совет. Ведь сначала нужно помочь предпринимателю исправить его ошибки, а уже потом, если он не исправился, наказывать по всей строгости закона. Я также считаю, что бизнесмены должны состоять в деловых организациях: многие вопросы похожи, и зачем изобретать велосипед, если он уже был изобретен?

– Какие еще проблемы есть в Подмосковье?

– Существует тренд: каждое утро около полутора миллионов жителей области едут работать в Москву. И соответствующие налоговые отчисления остаются в столице, а не в регионе. Идет нагрузка на здравоохранение, образование, дороги Подмосковья, а люди работают в столице, платят налоги там. Так что привлечение инвестиций, открытие новых предприятий, создание рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, – приоритетная задача у меня как у бизнес-омбудсмена.

– Проводится ли работа с предпринимателями по информированию их обо всех возможностях?

– Торгово-промышленная палата Московской области проводит огромное количество мероприятий, их главная цель – собрать больше молодежи. Молодые люди приходят с идеями, стартапами, но не знают, с чего начинать: как зарегистрировать предприятие, открыть расчетный счет... В рамках нашей совместной работы с ТПП мы нацелены на такое информирование.

– Ощущаются ли до сих пор кризисные явления в экономике Московской области?

– Кризисные явления, конечно, есть. Санкции привели к серьезному оттоку денег, ведь это все сделано искусственно, чтобы инвестиции не шли в нашу страну. Бизнес эти вещи воспринимает: где-то падает покупательская способность, где-то банки с трудом выдают кредиты. Другой вопрос, что для многих предпринимателей открываются новые возможности. Я считаю, неплохо работает импортозамещение, особенно для тех, кто связан с сельским хозяйством и гособоронзаказами. Это шанс освоить новые рынки, открыть новое производство. Если многое оборудование раньше закупали за рубежом, то теперь его выпускают у нас.

– Как обстоят дела с привлечением инвестиций в предпринимательство региона? Что Подмосковье может предложить инвесторам?

– Главное наше преимущество – географическое расположение вокруг такого мощного центра, как Москва. Во-вторых, бизнесмены видят, что администрация области во главе с губернатором делает многое, чтобы привлекать инвестиции. Мы – единственный регион, на территории которого располагаются три особые экономические зоны, активно создаются технопарки и индустриальные парки, действует развитая система коворкинг-центров. Андрей Воробьев регулярно интересуется на заседаниях правительства у глав муниципалитетов, какие предприятия открылись, сколько рабочих мест появилось. Сегодня построить завод, где было бы 3–5 тыс. рабочих мест, очень сложно, так что лучше открывать небольшие производственные компании в каждом муниципалитете.

– Что нужно знать о коррупции человеку, решившему открыть свое дело?

– Предпринимателям не надо бояться, если возникают такие вопросы, нужно обращаться к омбудсменам или в бизнес-объединения. Мы не решим эту проблему, если не будет огласки. Это бич, который делает бизнес неконкурентным. Ситуация постепенно меняется, все понимают, что предприниматели – это особая каста людей, которые взяли ответственность не только за себя, но и за людей, которые на них работают, и им нужна помощь. А чтобы бизнес развивался, необходима конкурентная среда и, соответственно, борьба с коррупцией.

– Какие у вас планы на будущий год?

– У нас по-прежнему будет много непростой ежедневной работы, и я надеюсь, наши усилия дадут результат, к которому мы стремимся, – создание в Подмосковье лучшего в России бизнес-климата. Если через какое-то время я смогу сказать, что из региона каждый день на работу в Москву едут не полтора миллиона человек, а, условно говоря, миллион, значит, мы едим наш хлеб не зря.