Что делать, если вы оплатили отпуск, но получили повестку

Экономика

С началом частичной мобилизации россияне стали чаще возвращать уже оплаченные туры, особенно заграничные. Эксперты говорят: обстановка в целом стабильная, но вот получить деньги за билеты или бронь отеля можно не всегда. Разбираемся, от чего это зависит.

НА РЫНКЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Вернуть деньги хотят те, кто ожидает мобилизации и понимает, что отдохнуть в намеченные даты просто не успеет. Но об отмене поездок задумываются не только они. Некоторые допускают, что еще получат повестку, другие просто не хотят куда-то уезжать, опасаясь, что вернуться домой будет непросто: сказывается опыт пандемии, когда отменяли рейсы и закрывали границы. Впрочем, эксперты уверяют: ситуация на туристическом рынке спокойная.

– Количество возвратов несколько увеличилось, – отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский. – Объем отказов вырос примерно на 20% по сравнению с обычным уровнем. Туроператоры отрабатывают эти отказы. Обстановка стабильная. Я бы не сказал, что это хотя бы в какой-то мере похоже на то, что происходило в связи с пандемией. Массовых сбоев нет.

Аналогичными наблюдениями поделились в турагентстве «Глобал Тревел» в Красногорске.
И то, пока речь идет не о возвратах купленных туров, а лишь о переносе времени вылета.

– Мы работаем с заграничными поездками, в том числе в Турцию, Египет, ОАЭ, – рассказали в агентстве. – И сейчас некоторые молодые люди волнуются, что не смогут пересечь границу, когда поедут на отдых. Но повальных возвратов нет, есть несколько туров, которые перенесли на более поздний срок из-за неясной ситуации.

В туристическом агентстве «Платина Люкс» в Реутове и вовсе не заметили никаких изменений: число возвратов не выросло.

УСЛОВИЯ ВОЗВРАТА

Но тем, кому все-таки приходится отменить уже оплаченный отдых, нужно помнить: вернуть деньги можно не всегда. Член Московской областной коллегии адвокатов Ирина Зуй напоминает: условия возврата полностью зависят от изначальных договоренностей. Даже если человек мобилизован.

– Стоимость туристического продукта складывается из нескольких составляющих, – говорит юрист. – Во-первых, это стоимость билетов. Если турист приобретал их по «невозвратному» тарифу, то сдать их действительно невозможно. Максимум, на что можно рассчитывать – это на перенос вылета. Бронь отеля, например, на сервисе ostrovok.ru, обычно можно отменить за сутки. Если до заселения осталось меньше времени, как правило, оплату с карты списывают, даже если гость отказывается от услуг.

Если речь идет не о самостоятельном туристе, а о клиенте турагентства, порядок возврата средств прописывается в договоре. Там в том числе должно быть указано, что считается форс-мажорным обстоятельством.

Получается, что планирование отпуска – ответственность самого туриста. По крайней мере, покупая «невозвратные» билеты, он должен понимать, что вернуть за них деньги действительно не получится ни при каких обстоятельствах.

– Если клиент и турфирма не могут прийти к согласию, нужно обращаться в суд, – добавила юрист.