личный кабинет
Мобильные приложения
22 октября 2017 05:41:54
Экономика

Мыло по стандартам XIX века начали варить в Коломне

18:26, 17 февраля 2017

Вторым символом Коломны после пастилы может стать мыло. Местные бизнесмены взяли в свои руки особняк, в котором более века назад находилась лавка мыловара Суранова, и сделали там настоящий музей-мануфактуру. Корреспондент «Подмосковье неделя» отправился на место, чтобы узнать секреты рождения натурального мыла.

Мыло на вкус

Музей-лавка «Торговля мыломъ Г.И. Суранова» расположился в старой части Коломны. В том месте, где более 100 лет назад находились Красные торговые ряды. Большая витрина с замершими за стеклом рукотворными ватными игрушками, массивные дубовые двери - возможно, именно так когда-то выглядела с улицы лавочка известного мыловара, имя которого носит заведение.

Уверена, что магазинчик можно найти с закрытыми глазами - по запаху. Вербена, сандал, пачули, розмарин и сотни других «жителей» аромацарства уже с порога гордо заявляют о себе. На многочисленных полках расположились товары, которые для музея производит собственная мануфактура «Душистыя радости».

- Чтобы запустить производство, мы прочитали множество книг по мыловарению, - вспоминает Наталья Бакушина, одна из владелиц музея-лавки и мануфактуры «Душистыя радости». - Искали литературу в архивах, в Ленинской библиотеке в Москве. Например, известный дерматолог XIX века доктор Унна советовал изготавливать мыло с увеличенным количеством жира, то есть пережиренное. Такой продукт будет иметь не только очищающие свойства, но и увлажняющие. И мы последовали его совету.


- Мы постарались полностью сохранить старинную рецептуру, - добавляет соучредительница мануфактуры Марина Волкова. - Но сегодня нам легче рассчитывать пропорции, для этого существуют специальные формулы. А вот мыловарам того времени, владеющим кустарными производствами, приходилось пробовать готовность мыла на вкус.

Праздник к нам приходит

По словам предпринимательниц, на открытие необычного бизнеса их вдохновил пример музея «Коломенской пастилы», учредители которого свято чтут традиции старых кондитеров. Наталья и Марина решили воскресить дело коломенского мыловара Григория Суранова, чья лавка находилась примерно в том же месте, где находится современный магазин.

Впрочем, ассортименту, представленному в музее-лавке, сам Суранов явно бы позавидовал. Например, здесь можно найти мыло, одушенное эротической смесью «для дам» или «для господ». Мыло-варенье с добавлением сахара, которое можно использовать как скраб. Разнообразные саше, коробочки с ватными игрушками, наборы с «щепетильными товарами» - кашне, шарфами, запонками и т. д.

 - К мужскому празднику мы предлагаем черное мыло в виде шайбы с добавлением активированного угля, - рассказывает продавщица в длинном купеческом платье. – Этот компонент обладает хорошими антисептическими свойствами, заживляет раны, и поэтому хорошо подходит для бритья.


Кроме мыла есть и другие варианты подарков. Например, неожиданный джентльменский набор. Надпись на коробке поясняет его предназначение: «Нужная вещь – душеные карточки для амурных посланий и платок для того, чтобы его предложить. Ведь женщины иногда плачут…»

Идеи для подарков дамам можно почерпнуть с соседних полок. Вот, например, броши на душеных подушечках, вышитые шелковыми нитями. Аксессуар источает тонкий аромат розы. Чтобы продукция хорошо продавалась, предпринимательницы решили душить натуральными ароматизаторами как можно больше товаров: от календариков до конфетти. Так что покупатели в музейной лавке инстинктивно подносят к носу практически любой продукт. Хотя на спрос современные «купчихи» не жалуются.

- К праздникам продажи вырастают в два, а то и в три раза, - отмечает Волкова. – Сейчас тоже ожидаем поток покупателей.

Арома-маркетинг

Музей-лавка зарабатывает не только на своей ароматной продукции, но и на экскурсиях и мастер-классах. Занятия, на которых можно научиться варить мыло и делать ватные игрушки, проходят в каменном подвале здания.


- Помещение нам досталось практически в руинированном виде, - рассказывает Наталья, показывая свои владения. - Это бывшее торговое здание 1830-х годов постройки. Пришлось все вычищать и восстанавливать. Когда обустраивали лестницу, нашли десятки парфюмерных флаконов, которые сделали частью выставки.

Основная экспозиция представлена на втором этаже здания. Помимо резных флаконов здесь есть брусочки мыла, произведенного в XIX веке и в начале XX столетия, которые ни разу не распаковывались. Ради брендов «Брокаръ и Ко», «А. Сиу и Ко», «Виктория Регина», «А. Ралле и Ко» любая кокетка той эпохи готова была не то что деньги - душу отдать.

Секреты упомянутых мастеров мыловарения помогли Наталье и Марине не только наладить производство, но и научиться правильно преподносить товар. Например, они выяснили, что жена парфюмера Генриха Брокара Шарлотта придумала изготавливать мыло в виде фруктов и овощей.

- Это делалось не только для повышения спроса, но и для того, чтобы приучить к гигиене самых маленьких потребителей, которые с удовольствием намыливали руки душистыми огурцами и мандаринами, - поясняет Наталья. - А еще купцы к праздникам подкладывали в наборы с мылом игрушки, изготовленные из ваты и папье-маше.


В сердце мануфактуры

После знакомства с лавкой едем в самое сердце мануфактуры – в производственные цеха, которые находятся в паре кварталов от музея. Нас встречает начальник производства Татьяна Савельева.

В небольших светлых помещениях, заставленных нарядными картонными коробками, трудятся около семи женщин. Одни оформляют и упаковывают мыло, другие наклеивают этикетки, пришивают ленточки и кружево.

- Все делается вручную, - объясняет Татьяна. - Это очень трудоемкий процесс, поэтому часть работы выполняют надомницы, которые изготавливают, например, игрушки.

На производственной кухне булькают кастрюли с вязкой разноцветной массой. Наша проводница объясняет, что так выглядит горячий способ мыловарения. Но он не самый распространенный и применяется только тогда, когда нужно получить готовую продукцию в сжатые сроки без ущерба для качества.


- У нас сейчас срочный заказ, таким образом, мы помогаем мылу «дойти», то есть ускоряем химические процессы, - отмечает начальник производства, показывая артиллерию баночек и бутылочек с маслами, жирами, цветными пигментами и другими благоухающими субстанциями.

Холодный прием

Чаще всего работники мануфактуры применяют холодный способ изготовления мыла. Сначала выбирают основу – например, кокосовое и пальмовое масла. Растапливают на водяной бане. Добавляют туда оливковое масло и остужают до 40°. Дальше берут щелочь и разводят ее в воде. Поскольку из-за химической реакции температура жидкости поднимается, ее также приходится остужать до 40°. При одинаковой температуре два основных компонента смешивают. Масса превращается в некое подобие сметаны - этот процесс называется омылением. Дальше в смесь, которая продолжает топиться на водяной бане, под миксером добавляют натуральные окрашивающие пигменты, эфирное масло и «пережир», который необходим для ухода за кожей - это может быть масло какао, ши или виноградной косточки.

Мыло выливают в формочки и убирают на ночь в прохладное помещение. На следующий день его разрезают на брусочки и отправляют на склад, где оно будет «дозревать» еще два месяца. После этого все химические реакции в продукте прекращаются, и его можно использовать.

По словам Татьяны Савельева, приготовить такое мыло в домашних условиях очень сложно. Компоненты заказывают в разных уголках мира, и стоят они довольно дорого. Поэтому цена мыла, изготовленного мануфактурой, на порядок выше, чем в рядовых хозяйственных магазинах - не менее 250 рублей за кусок. Но покупателей, которые любят баловать и близких, такой ценник обычно не останавливает.

0
163
читайте также
Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
голосование
Планируете ли отмечать День народного единства?
вверх