Приятного аппарата: какие перспективы у вендинга в области

Экономика

Участники прошедшего недавно в Красногорске V Международного агропромышленного молочного форума заявили о необходимости развития мелкорозничной торговли природным напитком. Сделать ставку планируется, в частности, на вендинг – этот сегмент уже успешно развивается, говорят в Минпотребрынка региона. Выясняем, в чем преимущество аппаратов по продаже различной продукции и что это за бизнес.

ПИОНЕРЫ РЫНКА

Торговые аппараты с фермерским молоком, творогом и йогуртом, всего несколько лет назад бывшие диковинкой для жителей области, сегодня привычное явление. По подсчетам подмосковных властей, за последние годы в регионе установили несколько сотен так называемых молокоматов. Они дают хорошие продажи, поэтому наверняка цифра будет расти.

– Основное преимущество этого формата для потребителей в том, что продукция за счет высоких оборотов всегда свежая, – рассказывает руководитель проекта «A-молоко» Иван Соломаха. – Если средний магазин продает молочную продукцию одной марки примерно на 30–40 тыс. руб. в месяц, то вендинговый аппарат реализует такой же товар на 300–400 тыс. руб.

Молокоматы «А-молоко», торгующие продуктами дмитровского агрохолдинга «Братья Чебурашкины», были пионерами на областном рынке. С 2010 года компания установила более трех десятков таких машин по области и столице. Модельный ряд подвержен обновлению: появляются более усовершенствованные аппараты. Среди новых функций – возможность получать статистику по продажам продукции и наиболее популярным позициям, управление настройками автомата, например для корректировки цен.

– Совсем недавно, в сентябре этого года, мы начали заменять старые автоматы на те, которые могут принимать банковские карты, – добавил Иван Соломаха.

Факт! К концу года число вендинговых аппаратов на автовокзалах и автостанциях области должно достигнуть 60.

МЕСТО ПОД ПРИБЫЛЬ

Если молокоматы продолжают успешное завоевание рынка, то с другими направлениями вендинга не все так однозначно. По словам основателя ступинской компании «МосОблВендинг ГК» Михаила Баюрина, конкуренция очень большая, и новичкам в эту сферу лучше приходить с четко продуманной бизнес-моделью.

– В магазинах автоматы со снеками и кофе бессмысленно ставить, поскольку люди все равно будут покупать товар привычным способом, а другие проходимые места почти все заняты, – считает Баюрин. – Нужно искать новые направления бизнеса, которые еще не успели приесться и могут вызвать интерес у покупателей.

Торговлю фермерскими продуктами предприниматель считает перспективным занятием, но от новичков потребуются солидные инвестиции.

– Для получения ощутимой прибыли от вендинга необходимо иметь большую сеть: не менее 100 аппаратов, – утверждает он. – Если речь идет о новых машинах, то каждая будет стоить 300–400 тыс. руб. Кроме того, нужно учитывать затраты на транспорт, обслуживание и пр.

Лучше, чтобы торговые автоматы были однотипными, в таком случае мастерам по обслуживанию и ремонту проще постигнуть все тонкости, и работа проходит гораздо быстрее.

Самая большая проблема вендингового бизнеса – это вандализм. Важно не только умудриться занять место с хорошей проходимостью и отсутствием поблизости магазинов по продаже аналогичного товара, но и убедиться в том, что местная охрана будет приглядывать за машинами.

ЕДА ПРОСТО КОСМОС

Компания BMS Vending Group Russia специализируется на необычных направлениях вендинга и размещает свои автоматы в аэропортах Московского региона. Здесь они всегда под присмотром местной службы безопасности, так что неприятных ситуаций практически не возникает.

– Чтобы быть конкурентоспособными, приходится постоянно придумывать новые проекты, – уверен коммерческий директор компании Денис Савин. – Нужно еще какое-то время, чтобы люди привыкли покупать непродовольственные товары через торговые аппараты, но я считаю, что за вендингом будущее.

Основное направление работы компании – это продажа мобильных аксессуаров, которые могут пригодиться в дороге. В специальных боксах можно найти портативные зарядные устройства, стереогарнитуру и антисмартфоны – мини-телефоны размером с кредитку, которые можно синхронизировать с основным гаджетом.

Также авиапассажирам предлагают «космическое питание». Борщ, грибной суп-пюре, творог с фруктами, рисовая каша с курагой в тюбиках – удобный вариант, чтобы перекусить в пути. Кроме того, BMS Vending Group Russia получила право на установку торговых автоматов по продаже сувенирной продукции с символикой ЧМ-2018 по футболу, проект действует до конца года.

Владимир Посаженников, министр потребительского рынка и услуг Московской области:

– Формат мелкой розницы должен жить. В частности, хорошо развивается вендинговая история. Только на учете нашего ведомства автоматов по продаже молока около 400 штук.