Счастья полное крыло: в Жуковском разрабатывают уникальный грузовой самолет

Экономика
tsagi.ru

Фото: [tsagi.ru]

Работа над проектом ведется на площадке аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Воздушное судно будет летать на небольшой высоте и использовать экологичное топливо. За счет совмещения крыла и фюзеляжа такая машина способна перевозить рекордные объемы грузов – до 500 т за один рейс. Сейчас ведутся опытно-конструкторские работы, в небе самолет может появиться через 15 лет.

РАССТОЯНИЯ НЕ СТРАШНЫ

Основная часть полета разрабатываемого воздушного судна, уникального экраноплана, будет проходить на высоте от 3 до 12 м от земной или водной поверхности. Это позволит использовать силу «экранного эффекта», то есть влияние близости земли.

– «Экранный эффект» проявляется в создании так называемой динамической воздушной подушки под крылом и приводит к росту подъемной силы и уменьшению лобового сопротивления, – поясняет начальник отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Андрей Волков. – За счет этого самолет сможет лететь с меньшей тягой двигателей, что позволит снизить расход топлива и, соответственно, увеличить дальность полета.

Машина будет способна перевозить грузы на расстояния до 6 тыс. км. Нетрадиционная компоновка – интеграция крыла и фюзеляжа – поможет оптимально использовать внутренние объемы. Предполагается, что основная часть грузов разместится в специальных отсеках внутри крыльев.

Факт! Средняя скорость полета разрабатываемого в Жуковском экраноплана составит 500 км/ч.

Новый самолет будет базироваться на обычных аэродромах: чтобы оторваться от земли и приземлиться, ему достаточно традиционных взлетно-посадочных полос. Ныне действующие грузовые суда на воздушной подушке используют для этого водные объекты, что делает полеты зависимыми от сезона.

Андрей Волков, начальник отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ»:

– В основе нашего проекта лежит использование «экранного эффекта» в крейсерском полете, отказ от традиционной компоновки самолетов с фюзеляжем с целью удобного размещения контейнерных грузов, использование криогенного топлива с улучшенными экологическими характеристиками.

ЖМИ НА ГАЗ!

Новую разработку отличает не только экономичность, но и экологичность. Самолет полетит на сжиженном природном газе.

– Существенный недостаток авиационного керосина – низкие экологические характеристики, связанные с эмиссией (выбросом в атмосферу. – Прим. ред.) вредных веществ, – говорит Андрей Волков. – Кроме того, постоянно растущее потребление нефтепродуктов может привести к скорому истощению этого ресурса. В настоящее время в транспортной отрасли происходит внедрение сжиженного природного газа. Это касается кораблей, поездов и т.д.

Сжиженный природный газ, или по-научному – криогенное топливо, требует особых условий хранения: в специальных баках с мощной теплоизоляцией и соответствующим оборудованием. В проекте самолета ЦАГИ эта емкость удачно располагается внутри центральной части крыла.

Воздушное судно сможет летать на высоте до 12 м от поверхности земли, преодолевать до 6 тыс. км пути и перевозить до 500 т грузов за один рейс.

ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Сейчас эксперты изучают аэродинамические характеристики модели. Уменьшенную копию самолета тестируют в условиях, близких к реальным. На первом этапе экспериментов ученые воссоздавали процесс движения самолета на больших высотах. На втором – испытывали вблизи экрана, имитирующего земную поверхность.

Проекты сверхтяжелых грузовых самолетов, использующих «экранный эффект» в крейсерском полете, пытались реализовать и ранее – в СССР и США. Однако воплотить их в жизнь пока не удалось. В ЦАГИ верят в востребованность разработки.

– На наш взгляд, создание такого самолета на основе существующих и перспективных технологий станет возможным в середине 2030-х годов, – считает Андрей Волков. – Это актуально как для международных, так и для внутренних грузовых перевозок, особенно по Северному морскому пути.

По условиям контракта с Минпромторгом России опытно-конструкторские работы в Жуковском будут продолжаться до конца 2019 года.

Вадим Хромов, министр инвестиций и инноваций Московской области:

– ЦАГИ – крупнейший в России государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли. Здесь успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в области аэро- и гидродинамики, а также аэроакустики. Уникальная экспериментальная база института отвечает самым высоким международным требованиям и позволяет осуществлять государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в отечественных конструкторских бюро. Представители института участвуют в формировании государственных программ развития авиационной техники.