Экономика

Бюджет области будет ориентирован на «социалку»

Фото: [ Валентина Филиппова / Подмосковье Сегодня ]

Осень – традиционная пора формирования определяющих финансовых документов на следующий год, время, когда верстается бюджет региона и входящих в его состав муниципальных образований. Московская областная Дума 23 октября уже приняла законопроект «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в первом и во втором чтениях. Ожидается, что 13 ноября подмосковный парламент примет проект бюджета региона в окончательном чтении. Посмотрим, что обещает области главный финансовый документ ближайшего будущего.

Бюджет Московской области составлен с учетом прогноза социально-экономического развития региона на 2015 - 2017 годы. Первый, базовый, вариант прогноза отражает сложившуюся тенденцию развития подмосковной экономики, второй же носит умеренно-оптимистичный характер, предполагая создание в регионе условий для более устойчивого долгосрочного роста и улучшение инвестиционного климата. В сегодняшних экономических реалиях, когда темпы развитие экономики снижены, а инфляция, наоборот, растет, правительству Подмосковья важно оставить бюджету региона социальную направленность, чтобы выполнить все свои обязательства перед населением. Еще одна главная задача - обеспечить в долгосрочной перспективе рост бюджета, потому что предусмотренные им социальные программы требуют все больших средств.

По основным параметрам в 2015 году доходы регионального бюджета составят 355,9 млрд рублей, немного увеличившись по отношению к текущему году. Расходы в 2015 году, наоборот, уменьшатся и составят 391,9 млрд рублей. Дефицит бюджета в будущем году достигнет 36 млрд рублей (10,7% к сумме доходов без учета безвозмездных поступлений). Доходная часть в 2016 году возрастет до 379,8 млрд рублей, в 2017 году – до 404,5 млрд рублей. Одновременно увеличатся и расходы бюджета – до 403,1 и 427,3 млрд рублей соответственно. Дефицит бюджета в течение двух последующих лет снизится соответственно до 23,4 (6,4%) и 22,9 млрд рублей (5,9%).

Однако консолидированный бюджет Московской области, складывающийся из бюджета региона и бюджетов всех входящих в него муниципальных образований, на 2015 - 2017 годы определяется с профицитом, объем которого будет возрастать от года к году. В 2015 году профицит составит 3,9 млрд руб., в 2016 году – 23,1 млрд руб., в 2017 – 31,7 млрд рублей. Такая динамика объясняется постепенным ростом доходной части бюджетов муниципальных образований Подмосковья. В 2015 году доходы муниципальных бюджетов составят 137, млрд руб. (+15% к предыдущему году), в последующие два года – 144,7 млрд руб. (+5%) и 153,5 млрд руб. (+6,1%) соответственно. Конечно, расходы бюджетов муниципальных образований тоже увеличиваются, но темпы их роста ниже темпов роста доходов. В 2015 году расходы бюджетов муниципальных образований прогнозируются в сумме 98 млрд. руб. (+7,3% к предыдущему году), в 2016 - 2017 годах годовой темп прироста расходов очень низкий – соответственно 98,3 млрд руб. (+0,3%) и 98,9 млрд руб. (+0,6%).

Основные источники наполнения доходной части бюджета – налоговые поступления. В структуре доходов лидирующее место занимают федеральные налоги - налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НП), акцизы. На их долю приходится 70% поступлений. Из этого объема 39% составляет НДФЛ, 22% - НП. Акцизы приносят подмосковной казне 9% доходов, налог на имущество организаций – 8%, земельный налог – 6%.

Главное - социальные приоритеты

Бюджетные расходы несомненно заинтересуют читателя больше. Ведь именно расходные статьи характеризуют направление развития региона. Бюджетная политика Подмосковья в части расходов направлена на развитие экономики области, а также на повышение уровня и качества жизни населения. Повышается и эффективность бюджетных расходов, для этого по отдельным направлениям расходов соблюдается адресность выделения средств. Приоритеты определяются с учетом необходимости решения проблем и достижения показателей, обозначенных в указах президента РФ от 7 мая 2012 года.

Расходы на реализацию государственных, адресных и региональных программ Подмосковья в 2015 году составят 375,2 млрд руб., в 2016 году – 357,7 млрд руб., в 2017 году – 353,3 млрд руб. Обращает на себя внимание социальная ориентированность областного бюджета. На социально ориентированные расходы – образование, социальную политику, культуру и здравоохранение – отводится примерно 70,2% общей суммы. Социальные приоритеты подмосковной бюджетной политики заключаются прежде всего в исполнении законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере соцзащиты, обеспечении обязательств в сферах образования, культуры и здравоохранения с учетом в них объема гарантированных государственных услуг затрат на их оказание. При этом бюджет Московской области составлен по программно-целевому принципу планирования, что повышает прозрачность бюджетных ассигнований для населения и повышает их обоснованность.

В частности, на реализацию одной из важнейших для населения государственных программ Московской области «Социальная защита населения» предусмотрены средства в сумме: 2015 год – 57,2 млрд руб., 2016 год – 58,3 млрд руб., 2017 год – 59,3 млрд руб. Львиная доля этих средств будет направлена на социальную поддержку граждан, все меры которой, принятые в предыдущие годы, сохранены. Расходы порядка 1 млрд руб. ежегодно в 2015 - 2017 годах предусматриваются на развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области.

Одним из приоритетов «майских» указов президента РФ является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы. Увеличение заработка подмосковных бюджетников предусматривается соответствующими «дорожными картами», и с 1 мая 2015 года запланировано повышение их зарплаты на величину от 3 до 24%. В 2015 году на увеличение заработной платы бюджетникам планируется направить 6 млрд руб., в 2016 году уже 26,5 млрд руб., в 2017 году эта величина возрастет до 46,2 млрд рублей.

Культурный и грамотный регион

Реализация госпрограммы «Культура Подмосковья» потребует из региональной казны 3,9 млрд руб. в 2015 году и порядка 3,6 млрд руб. ежегодно в 2016 - 2017 годах. Однако и здесь финансирование наиболее приоритетных подпрограмм поставлено во главу угла – на сохранение, использование, популяризацию и охрану объектов культурного наследия в 2015 году предусмотрено на 37,3% больше средств, нежели в 2014 году. Развитие в Подмосковье музейного дела потребует в 2015 - 2017 годах порядка 860 млн руб. ежегодно, что почти на 11% больше, чем в 2014 году. На развитие библиотечного дела потратят на 9% больше, чем в 2014 году – порядка 130 млн руб. ежегодно.

Средства на образование также будут распределяться адресно. В 2015 году на 13,4% увеличатся по сравнению с 2014 годом расходы на дошкольное образование, составив 37,6 млрд руб. 3 года правительство Московской области намерено потратить на самых маленьких жителей - порядка 100 млрд руб. Возрастут также расходы на общее и профессиональное образование. Они достигнут величин 160 млрд руб. и 5 млрд руб. за 3 года соответственно. Общий объем средств на реализацию программы «Образование Подмосковья» предусмотрен в размере 120,2 млрд руб. в 2015 году, 110,2 млрд руб. – в 2016 году, 109,4 млрд руб. – в 2017 году.

Необходимо отметить, что расходы на здравоохранение в области имеют тенденцию к постепенному небольшому снижению общей суммы. Но это связано в основном с переводом финансирования оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. На реализацию госпрограммы «Здравоохранение Подмосковья» на 2014 - 2020 годы предусматривается: в 2015 году – 67 млрд руб., в 2016 году – 64 млрд руб., в 2017-м – 60 млрд руб. В то же время расходы на выполнение отдельных подпрограмм данной госпрограммы, наоборот, в 2015 году сильно возрастут по сравнению с 2014 годом. Так, на санитарную помощь планируется затратить в 3,3 раза больше средств (1,4 млрд руб. вместо 402 млн руб.). На совершенствование оказания отдельных видов специализированной медпомощи в 2015 году направят 21,2 млрд руб., в 2016 году – 22,3 млрд руб., в 2017 году – 22,9 млрд руб. При этом с 1 мая 2015 года предусматривается повышение на 17% заработной платы врачам и медработникам, имеющим высшее образование. Зарплата медицинских научных сотрудников возрастет на 23%, зарплата среднего и младшего медперсонала – на 3 и 11% соответственно.

Экономическая база для развития

При формировании расходов бюджета в области национальной экономики приоритетными определены направления, требующие безотлагательного финансирования, в силу их влияния на развитие Подмосковья. Особое внимание уделено развитию в области сельского хозяйства. В 2015 году на исполнение госпрограммы «Сельское хозяйство Подмосковья» предусмотрено 2,6 млрд руб., в 2016 году и в 2017 году – порядка 2,8 млрд руб. Основные задачи программы – повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов, а также обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия на территории региона.

На строительство, реконструкцию, проектирование, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в рамках программы «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» в 2015 году направят 25,9 млрд руб., в 2016 – 31,4 млрд руб., в 2017 году – 31,9 млрд рублей. Значительные объемы средств также потратят на финансирование госпрограммы «Предпринимательство Подмосковья». На создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности Московской области в 2015 году предполагается направить 4,6 млрд руб., в 2016 - 2017 годах – 3,5 млрд руб. ежегодно. Расходы на господдержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Подмосковье в 2015, 2016 и 2017 годах запланированы в объеме соответственно 590,3 млн руб., 619,2 млн руб. и 645,2 млн рублей. Ежегодное увеличение продиктовано ростом количества малых и средних предприятий и численности занятых на них работников.

Юрий Белимов