личный кабинет
Мобильные приложения
20 июля 2018 09:47:36
Герои Подмосковья

Анатолий Большаков: «Казенные кузнецы ковали оружие, защищали город»

13:06, 13 декабря 2017

В стенах Маринкиной башни Коломенского кремля, окутанной городскими легендами о заточении в ней знаменитой авантюристки XVII столетия Марины Мнишек, по инициативе Анатолия Большакова была создана интересная экспозиция, посвященная казенным кузнецам, пушкарям и жителям Коломны, занимавшихся кузнечным ремеслом в XVI-XVII веках. Анатолий Большаков – сотрудник военно-исторического и спортивно-культурного комплекса «Коломенский кремль», многократный чемпион России и двукратный чемпион мира по артистическому фехтованию. Анатолий создал интерактивную экспозицию на стыке личного интереса к истории города и увлечения кузнечным ремеслом. Многие предметы экспозиции, включая кузнечный инструмент, были созданы им самим в кузнечной мастерской.

Когда и в связи с чем вы заинтересовались кузнечной темой?

С 1991 я занимался в Центре русской воинской культуры «Святогор» рукопашным боем и фехтованием. Сначала я приходил к кузнецам посмотреть, как они делают для Центра мечи и сабли для фехтования. Один год после армии я работал на заводе подручным кузнеца. Закончив заочно исторический факультет Коломенского государственного педагогического института, я пришел работать в Военно-исторический спортивно-культурный комплекс «Коломенский кремль», продолжив занятия кузнечным делом там. Поскольку я увлекаюсь историей Коломенского кремля, я нашел упоминания о казенных кузнецах нашей крепости и заинтересовался этой темой.

Расскажите, кто такие казенные кузнецы и чем они занимались?

Казенные кузнецы появились в городах в конце XVI века. Это были городские кузнецы, освобожденные от посадских повинностей и обязанные «делать оружейное и всякое другое государево кузнечное дело». Они числились в пушкарском приказе, который распоряжался строительством крепостей, засечных черт, литьем пушек, изготовлением доспеха, ружей и другого оружия. Казенные кузнецы ремонтировали и оковывали железом лафеты для пушек; ковали ружья и ружейные замки, железные ядра для пушек и затинных пищалей. Кроме того, они делали оружие для горожан: бердыши, рогатины и топоры, ковали инструмент, необходимый для ремонта и постройки крепостей казенным ремесленникам, а также делали замки, засовы, решетки, гвозди, железные ворота и двери. В военном походе кузнецы подковывали лошадей, ремонтировали обозные телеги и инструмент, необходимый для штурма крепостей и укрепления походного лагеря, например, лопаты, ломы, кирки и многое другое.

Профессия кузнеца передавалась по наследству от дедов, отца или дяди. Служба кузнеца была вечной, уйти в отставку они могли лишь в преклонном возрасте по старости, либо из-за тяжелых ранений или увечий. За государеву службу казенные кузнецы получали жалование два рубля в год, три четверти ржи и четверть овса. В тех городах, где не было кузнецов или где они не справлялись с объемом работ, помогали пушкари. Известно, что в 1633 году девять коломенских казенных кузнецов и пушкарей были освобождены от налогов за то, что делали государево кузнечное дело и ковали оружие.

Кузнечное производство было пожароопасным, потому кузнецы селились на окраинах города. Коломенская кузнечная слобода располагалась на пересечении современных улиц  Красногвардейской и Комсомольской, около церкви Екатерины Мученицы XVI века. Дома кузнецов стояли около не сохранившейся церкви Симеона Столпника на пересечении улиц Большая Савельича и Яна Грунта. В Коломне XVI-XVIII веков числилось от двух до восьми казенных кузнецов, помимо которых имелись их родственники, перенимавшие мастерство, помогавшие в работе и трудившиеся молотобойцами. Такое число кузнецов меньше, чем в крупных кузнечных центрах, но больше, чем в небольших городках, где был лишь один казенный кузнец или их не было вовсе.

Имелась ли в Коломне или ее округе своя руда?

Крупные кузнечные центры располагались рядом с залежами железной руды. В Коломенском районе богатых залежей нет, но мне все-таки удалось найти место, где получилось собрать около тридцати килограмм руды. Это дало мне возможность попробовать, как в старину, добыть в сыродутном горне железо. Провели два эксперимента, в ходе одного из которых по древней технологии была получена крица весом три с половиной килограмма. Данное кричное железо сейчас представлено в экспозиции «Коломенского кремля».

Почему в башне кремля расположена кузница? Какие инструменты и изделия здесь представлены?

Казенные кузнецы не только ковали оружие, но и должны были защищать город с оружием в руках в случае нападения неприятельских войск. В XV веке они были вооружены бердышами, скорее всего, собственного производства. Здесь представлен бердыш, который я сковал для номера артистического фехтования «Судный бой». Поскольку известно, что были пушкари и затинщики, также защищавшие кремль и занимавшиеся кузнечным делом, в башне нашего кремля располагается кузница и экспозиция, позволяющая доступнее рассказать, чем занимались казенные кузнецы в Коломне. Кузница в нашей экспозиции является походной: она мобильна и в рабочем состоянии. Это дает нам возможность периодически проводить мастер-классы для детей и взрослых на городских праздниках для широкой публики или для детей и подростков, занимающихся в спортивных группах «Коломенского кремля». На мастер-классах есть возможность показать процесс ковки и собственноручно сковать гвозди. Помимо кузницы, в экспозиции имеются различные кованые изделия. Это как старинные предметы, так и вещи, сделанные в наше время. Среди них заготовки ружейных стволов, кольчуг, наконечников стрел. Представлено много бытовых мелочей, нужных для защиты крепости.

Есть замечательная сказка Евгения Пермяка «Золотой гвоздь». В ней рассказывается о несчастном мальчике Тише, который рос без отца, не имел «ни кола, ни двора, ни курицы». Кузнец в старину воспринимался народом, как загадочный творец и немного волшебник, поэтому именно к кузнецу посоветовали сходить пареньку, чтобы тот ему счастье выковал. Кузнец по имени Захар наказал Тише ковать золотой гвоздь, в котором и будет счастье. Мальчик ковал-ковал этот гвоздь, сковал вроде бы, но гвоздь остыл и потемнел. Кузнец стал утешать Тишу, что гвоздь позолотеет, как только он вобьет его в столб. Тише пришлось идти в лес за деревом для столба, но в лесу его поймал лесник. Пришлось рубить делянку леснику за дерево. Потом надо было смастерить лопату, чтобы столб вкопать. Гвоздь, однако, все не золотел, и пришлось парню к столбу приобретать хомут, сбрую, а к ним коня. К коню надо было строить конюшню, а потом избу и так далее. В конце концов, стал Тихон вполне состоявшимся человеком.

Вы упоминали про артистическое фехтование, расскажите, что это такое? Артистическое фехтование является дисциплиной спортивного фехтования, официально признанной в 2008 году. Выступления в этом виде спорта являются небольшими сюжетными костюмированными театральными постановками, в которых оценивается как фехтовальное мастерство, так и артистизм участников. Номера в артистическом фехтовании делятся на дисциплины, в зависимости от временного периода и оружия, представленного в постановке, а также количества задействованных в ней участников. Этот вид спорта является очень зрелищным и динамичным, и уже давно имеет много поклонников по всей стране, как участников-фехтовальщиков, так и зрителей.

Традиционно сложилось так, что коллективы «Коломенского кремля» и «Святогора» стояли у истоков создания и развития артистического фехтования в нашей стране, а Коломенские спортсмены принимали участие во всех десяти прошедших чемпионатах и во всех становились чемпионами и призерами, в основном, в дисциплинах категории «античность». Помимо российских соревнований, команда «Коломенского кремля» является участниками Чемпионатов  мира в составе национальной сборной с 2008 года и неоднократными победителями и призерами данных соревнований. 

В вашей кузнечной экспозиции есть предметы для игры в свайку. Какова история этой русской игры?

– Свайка – это старинная русская игра, известная под таким именем на Руси еще с XVI века. В Коломне тоже играли в свайку. Об этом упоминает Никита Петрович Гиляров-Платонов в своих автобиографических воспоминаниях «Из пережитого» 1838 года. Для этой игры нужен большой толстый гвоздь с граненою головкой  весом около 500 грамм и даже тяжелее, в зависимости от силы и навыка играющих. Нужно также железное кольцо таких размеров, чтобы свайка могла войти в него по самую головку. Существует несколько вариантов игры. Коротко говоря, цель игры состоит в том, чтобы больше других попасть гвоздем-свайкой в железное кольцо, лежащее на земле. Каждый играющий бьет до первого промаха. Промахнувшийся  «служит», то есть подает игрокам свайку до тех пор, пока не подойдет его очередь или пока кто-нибудь из промахнувшихся не сменит его. Набравший наибольшее число очков считается победителем, он забивает свайку как можно глубже в землю, а проигравший, то есть набравший меньшее число очков, «тащит редьку» – пытается вытащить глубоко зарытую свайку из земли. Иногда, по условиям игры, это приходится делать без помощи рук, то есть зубами. 

Нетрудно представить, что земля, где играли в свайку, становилась изрытой достаточно глубокими ямками. Именно поэтому раньше про рябого человека говорили: «черти на лице в свайку играли». Эта игра была распространена не только среди простолюдинов. Яркий пример – царевич Дмитрий Углицкий, который, согласно следствию, скончался от приступа, который случился у него во время игры в свайку. Правда, свидетели немного разошлись в показаниях, и некоторые из них говорили также об игре в тычку или ножички. В свайку вполне могли сыграть офицеры, собравшись в круг. Свайка – эта достаточно азартная по своей сути игра, поэтому в нее могли играть и на деньги. Неудивительно, что игра считалась идеологически вредной. Может быть, по этой причине старинные игры вроде лапты или городков все-таки дошли до нас, а свайка оказалась забыта.

Антон Саков

читайте также
Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
вверх