Денис и Ирина Аюповы: «Кукольный театр – воспитатель маленьких сердец»

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Денис и Ирина Аюповы – создатели единственного профессионального театра кукол в Раменском районе. Они убеждены, что театр кукол – это лучший воспитатель для маленьких зрителей. О теневых, планшетных, пальчиковых куклах и о том, почему Петрушку однажды приговорили к смертной казни, читайте в интервью.

- Какие спектакли есть сегодня в репертуаре вашего театра?

- На данный момент мы готовим постановку спектакля «Госпожа Метелица». Характер этого спектакля предполагает некую таинственность, волшебство, загадочность. Там должно быть несколько разных планов, нужно показать внутренний мир главной героини – это все нужно особым образом подсвечивать и вытенять. Хороший свет – дорогое удовольствие, поэтому подготовка спектакля тормозится. Наш первый спектакль «Аленка и гусенок» играется при общем освещении, поэтому его подготовка шла значительно быстрее. Это интерактивное представление, предполагающее общение с маленькими зрителями. Нам понадобились только четыре дополнительных фонаря на подсветку павильона с марионетками.

В нашем спектакле «Аленка и гусенок» работают два человека, но в других спектаклях актеров может быть больше. Первый актер играет за трех кукол, а второй актер взаимодействует и с куклами и со зрителями. Наличие такого посредника между публикой и персонажами очень желательно. Главный герой спектакля – ребенок, который всегда перекладывает ответственность на других и не умеет держать своего слова. Спектакль учит не бояться попросить помощи у взрослого и исправлять свои ошибки. Он интерактивный, смешной и поучительный.

Теневой спектакль «Репка» мы создали вместе с учениками нашей студии. Планируем также провести теневой спектакль про черепашку в формате мастер-класса. Сначала мы разыграем историю про потерявшуюся черепашку, с которой случаются разные неприятности, а потом мы предложим зрителям самим смастерить кукол-друзей для черепашки, чтобы она смогла найти свою маму. Дети вместе со своими куклами попадут в закулисье и после завершения представления счастливые и довольные пойдут по домам. В перспективе мы планируем также концертный номер с паркетной куклой, которая будет и петь и танцевать. На самом деле планов очень много, не хватает как всегда самой малости – денег и поддержки. В районной администрации готовы оказать поддержку, если мы покажем себя. А чтобы показать себя, нужна поддержка, поэтому получается своеобразный замкнутый круг.

- Как вы делаете декорации и кукол?

- Декорации мы делаем сами, а персонажей заказываем только у профессиональных кукольников. То есть у нас не самодеятельность, не кружок и не студия, а именно театр. У нас работает профессиональный режиссер и актрисы с профильным образованием. Наши актрисы, как и в любом театре, получают зарплату. Сейчас многие театры работают на такой основе: репетиции бесплатно, а само выступление за деньги. Такая же система оплаты и у нас.

- Где обучают кукольному мастерству?

- Хорошие школы есть в Ярославле, Екатеринбурге, в Питере. Когда-то сильная школа была в Тюмени, но сейчас она вроде бы закрылась. Старые мастера, увы, умирают и плохо, что свое умение они не передают молодым. Проблема в том, что мало учеников, мало тех, кто может продолжить дело. Много режиссеров уже ушло. Популярность кукольного театра зависит от нас самих, от того, как мы будем воспитывать детей. Если воспитание строить на том, что в компьютере итак можно все скачать и посмотреть, то, конечно, кукольный театр будто бы и не нужен. У современных детей особое восприятие реальности. Как-то мы играли спектакль, и вдруг из зала раздался голос: «мама, поставь на паузу». В другой раз после спектакля подошел мальчик девяти лет и спрашивает: «а как купить эту игрушку?» Ему пришлось долго объяснять, что это не игрушка, а театральная кукла, и что ее нельзя купить. Мы считаем, что театр кукол – это воспитатель маленьких сердец. Глядя на поведение куклы в спектакле, ребенок учится как себя вести.

- Расскажите о студии для детей при вашем театре

- Наша главная задача состояла в том, чтобы создать полноценный профессиональный театр кукол в Раменском районе. Начали мы с того, что пришли в Дворец Культуры поселка Удельная, рассказали о себе и предложили создать на их базе театр. Нам дали добро на том условии, что параллельно с театром мы будем вести детскую кукольную студию. Учеников у нас пока немного. Непросто бывает расшатать родителей, ведь здесь, в отличие от большого города, люди живут в неспешном ритме и мало куда выбираются. Студия существует всего второй год. В прошлом году к нам пришли дети из закрывшегося театрального кружка, но кукольный театр – это другая область творчества, поэтому в нынешнем году детей меньше. В кукольном деле надо действительно работать. Мы исходим из того, что дети приходят к нам не просто покривляться на сцене, а учатся разговаривать, двигаться, обучаются пальчиковой гимнастике, развивают координацию, фантазию и многое другое.

Дети всегда будут играть в куклы. Это развивает воображение, вырабатывает умение сосредотачиваться. Ребенок через куклу показывает, что у него внутри. У нас как-то был мастер-класс, на котором дети сами делали пальчиковую куклу. Получилось много разных кукол, но поверьте, в куклах они выразили самих себя. Например, один так презентовал свою куклу: «это фермер, у него большое хозяйство, но он очень одинок и печален». Другой мальчик представил так: «Это бандит, ему не составит труда бросить камнем в машину и он легко бы ограбил банк». Мы посоветовали родителям обратить внимание на то, каких персонажей сделали их дети, потому что они отражают внутренний мир ребенка.

Пальчиковая гимнастика, которой мы занимаемся, очень нужна детям сегодня, потому что влияет на координацию. Координация, в свою очередь, затрагивает все центры нервной системы и оба полушария мозга. Ребенок, благодаря гимнастике, становится уверенным в себе, у него развивается логика и правильная речь. Это особенно полезно для гиперактивных детей, у которых бывает плохо и с координацией и с речью и с вниманием. Через куклу можно также бороться с заиканием. Дело в том, что пальчиковая кукла снимает внутренний комплекс-блок, она переводит внимание ребенка с человека на предмет.

- Проводятся ли у вас в театре традиционные представления вроде рождественских вертепов?

- Я планирую в этом году сделать не привычный балаганчик, а рождественский спектакль в тенях. Такой спектакль будет более понятен и прост для восприятия для самой маленькой публики. Балаган рассчитан на детей от семи лет и старше, а рождественский теневой спектакль можно будет показать детям четырех лет. Маленькие дети лучше реагируют на мелкие детали и у них, в принципе, преобладает плоскостное восприятие. Сейчас очень много мам, которые начинают заниматься с детьми с четырех лет. Вообще теневой спектакль могут смотреть и дети постарше и сами взрослые, просто мы затрагиваем еще и совсем маленькую аудиторию.

- Само искусство кукольного театра возникло из балаганов?

- Вообще все началось с Петрушки. Этот персонаж появился в Италии примерно в XIII веке. В Италии он назывался Пульчинелла, то есть «петушок». Это была пальчиковая кукла, атрибутами которой был нос крючком, маска и колпак. Тогда кукольники выступали в основном на ярмарках, а представления затрагивали тему итальянской жизни. Пульчинелла всегда поддерживал бедных и едко высмеивал богачей, а также человеческие пороки в целом. Потом этот персонаж попал во Францию, где стал носить шляпу и получил имя Полишинель. Во Франции его полюбила и знать, из-за чего он стал появляться не только на ярмарках, но и в салонах. Потом он попадает в Англию, а оттуда в Америку, где его безуспешно пытаются запретить.

В Россию кукла попадает в XVIII веке. Петр Первый не любил балаганы, он любил флот и военное дело, поэтому Петрушка к нам попадает после Петра. Вообще полностью его звали Петром Петровичем Уксусовым, а такую фамилию он получил за едкий характер и шутки. В России, как и во многих странах, актеры кукольники преследовались, но в такой большой стране поймать их удавалось редко. У персонажа тогда были огромные рабочие руки, красный длинный нос, саркастическая улыбка до ушей. Петрушка на базарах разыгрывал самые разные истории: о том, как со смертью встречался, о том, как лошадь покупал и так далее. В таких спектаклях Петрушка не только высмеивал богатых, но и постоянно колотил полицейских. Сами понимаете, кому это понравится? Был случай, когда блюстители порядка не смогли поймать актеров, но захватили сундук с самой куклой. Петрушка настолько был ненавистен им, что всех жителей города собрали на площади и обыкновенной кукле устроили публичную казнь. Петрушка изначально был куклой для взрослых и орудием сатиры. После революции Петрушка стал выступать на детских праздниках и с ним происходит удивительная метаморфоза – он становится милым и воспитанным. Даже внешность куклы заметно меняется: у него теперь носик пуговкой, появляется аккуратная челочка, и так далее.

Параллельно с Петрушкой к нам в XVIII веке приходит планшетная кукла и марионетки. Марионетки почти сразу уходят с ярмарок в павильоны. Это более элегантная капризная кукла, которой нужна крыша. Планшетными куклы назвались от французского слова «доска». Это простые куклы на доске или любой горизонтальной поверхности с одной или двумя деревянными ручками. Они тоже были ярмарочными, но считались менее интересными. Нам интересно управлять самыми разными куклами. Когда куклу заставляешь двигаться, она будто оживает, и происходит момент какого-то волшебства. Для нас это дорогого стоит.

Поделиться