Елена и Павел Кашины: «В Арт-избе можно почувствовать дух XIX века»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Необычный красочный дом, на стенах которого можно прочесть русские народные пословицы и увидеть инсталляции из самых неожиданных вещей, вот уже несколько лет удивляет жителей и гостей села Аверкиево Павлово-Посадского района. Супруги Кашины – создатели проекта, называют этот дом Арт-избой. Идейный вдохновитель Арт-избы Павел Кашин расскажет в интервью о своем увлечении печными изразцами, о том, чем обернулась его дружба с двумя художниками, и о возможности создания в Аверкиево целой «Арт-деревни».

– Каким образом обычный деревенский дом превратился в Арт-избу?

– Это достаточно долгая история. Я давно увлекаюсь изразцами и однажды познакомился на вернисаже в Москве с художником Вадимом Сташкевичем, который занимается изразцами профессионально. Я пригласил его в Аверкиево посмотреть сохранившиеся изразцы храма, который я помогаю восстанавливать с 2005 года. В 2009 году мы с настоятелем этого храма решили благоустроить родник, который к тому времени давно уже никто не чистил. Дело в том, что в начале августа у нас отмечается день села, и, одновременно, церковный праздник пророка Ильи. В этот день у нас по традиции устраивается крестный ход из церкви к роднику, где освящается вода. Когда мы уже начали работы, я поехал в Москву по делам. Неожиданно мне позвонили ребята, которые помогали расчищать родник, и сказали, что наткнулись на дне родника на какие-то камни. В старинных документах село Аверкиево упоминается с семнадцатого века, но у меня давно были подозрения, что оно гораздо старше официальной даты. Все города или деревни располагались раньше у речек и родников, поэтому я предположил, что камни могли быть признаком древнего поселения.


Я попросил не трогать эти камни до моего приезда, а сам позвонил Вадиму Сташкевичу и пригласил его поехать со мной, чтобы он, как специалист по древним сюжетам, дал свою оценку этим камням. Надо сказать, что Вадим прекрасно разбирается в древних изображениях на браслетах, изразцах и других предметах – это его страсть. В этот день у его сына как раз был день рождения, но Вадим все-таки собрался и приехал в Аверкиево. С тех пор он стал у нас частым гостем, мы стали дружить, хотя найденные камни оказались не столь значительной находкой, как я подумал сначала.

В 2010 году через Вадима я познакомился с еще одним художником – Андреем Праховым, который как раз и начал расписывать избу. Как-то Андрей приехал к нам в гости, и ему негде было спать. Мы решили постелить ему в доме в Аверкиево, где в то время никто не жил. Тогда это был самый обыкновенный деревенский дом, оставшийся жене от бабушки. Андрей переночевал в избе и, по-видимому, ему очень понравилось спать в этом старом доме. Утром он спросил нас о том, что мы собираемся делать с домом в будущем. У нас не было никаких особенных планов, была даже идея сломать его, но Андрей упросил оставить дом для того, чтобы ему было куда приезжать и работать над картинами. Дальше все закрутилось и завертелось. Мы наняли рабочих, чтобы они вычистили, вымыли и отскоблили стены, почерневшие от однажды неудачно растопленной печи. Андрей Прахов приехал пожить уже на месяц, но я и предположить не мог, что из этого выйдет!


Андрей начал писать русские пословицы прямо на досках обшивки дома. Есть любопытная предыстория того, как ему пришла в голову эта идея. Однажды в Москву приехала из заграницы дочь одного советского художника. В квартире ее отца, как и у любого художника, было много книг. Она выросла в Америке, ей нужно было больше пространства, а не книг, поэтому она решила выкинуть из дома целую библиотеку. Мне позвонил знакомый и спросил, не хочу ли я забрать эти книги. В итоге, я взял книги и отвез их все в Аверкиево.

Когда Андрей Прахов жил в избе, он рылся в этих книгах и нашел там томик Даля с русскими пословицами. Он, видимо, так увлекся ими, что начал писать эти народные поговорки прямо на стенах. Когда я приехал в Аверкиево спустя месяц, с удивлением обнаружил, что стены дома исписаны пословицами. Андрей мне сказал: «У вас стены как страницы, очень хотелось что-то написать». С этого момента дом стал постепенно становиться арт-объектом. Когда Вадим Сташкевич увидел пословицы на доме, он очень вдохновился и принялся расписывать избу внутри. Он сразу сказал, что внутри дома будет созидать пространство совершенно по-другому, в духе так называемой уфтюжской росписи. Эта роспись когда-то была распространена в Архангельской области. Деревенские мастера рисовали птиц, львов, разные орнаменты именно внутри дома.


Как правило, художники – это довольно бедные люди, поэтому мы решили как-то помогать им по мере возможностей. Хозяйка дома, моя жена, дала добро на любые творческие эксперименты этих двух художников. Сам я время от времени привозил в дом какие-нибудь старые вещи и предметы мебели девятнадцатого века. Так постепенно сложился облик этой необычной Арт-избы. В бывшем скотном дворе мы оборудовали галерею, где выставлены работы Андрея и Вадима. Если в доме много народа, и мы не помещаемся за столом, то собираемся в галерее. Мое хобби – это не только изразцы, но и различные старинные латунные изделия. Я их чищу, полирую, реставрирую. Андрей Прахов часто берет у меня то, что остается от реставрации и вставляет в свои довольно необычные работы-инсталляции.

– Проект будет продолжаться дальше или ограничится одной избой?

– Сейчас дом в Аверкиево уже весь исписан. Заметив нашу Арт-избу, появились люди, которые готовы заняться более масштабным проектом по созданию у нас целой деревни. Для этого мы хотим привезти в разобранном виде реальные деревенские дома с севера России и собрать их здесь. Четыре года назад я был в тех краях, и местный глава администрации предложил мне забрать любые дома из одной выселенной деревни. Купить эти дома можно дешево и официально. По законодательству, если в течение десяти-пятнадцати лет не находятся наследники, то опустевшие дома отходят сельскому поселению, а оно уже может распоряжаться ими по своему усмотрению.


Сейчас мы думаем, сколько будет домов, и в какой направленности оформить каждый из них. Хорошо бы сделать дома плотника, пекаря, картузника, портного. Каждый такой дом был бы обставлен аутентичными предметами прошлого, связанными с этими профессиями, и всякий нашел бы себе в этой «деревне» занятие по душе. Иными словами, мы хотим сделать в Аверкиево новое интересное туристическое место. У села есть история, причем не вымышленная, а реальная. Наше село и церковь непосредственно связаны с Самариным, с Верой Саввишной Мамонтовой – той самой «девочкой с персиками» на картине Серова, с Михаилом Врубелем. В общем, в Аверкиево есть целое поле для исследования и дальнейшего развития.

– Вы сказали, что еще одно ваше увлечение – это изразцы. Этот промысел как-то связан с Павловским Посадом и его окрестностями?

– Начнем с того, что в середине XIX века в России было всего несколько крупных производителей печных изразцов. Это были, прежде всего, Кузнецов, Аксенов, Агаповы и некоторые другие. Никакой конкуренции у них не было, а между собой они договорились, чтобы направления их производств не пересекались. Ситуация резко меняется в конце XIX и начале XX века. На российский рынок попадают голландские изразцы, которые благодаря новым технологиям становятся дешевле и доступнее рядовому покупателю. Российским производителям не оставалось ничего другого, как объединиться и сделать что-то такое, чтобы составить конкуренцию голландской продукции. Начался настоящий бум изразцов. У нас за Ликино-Дулево есть залежи белой глины, где до сих пор берут материал. Не так давно в Павловском Посаде возродили керамический завод, где используется эта глина, правда сегодня там производят, в основном, кирпичи. Когда в начале XX века начался бум изразцов, наши местные мастера тоже начали делать их, потому что производство стало актуальным. Люди поняли, что изразцы – это недорого и выгодно. Обмазывать печку нужно было постоянно, а изразцами достаточно было обложить всего один раз. У нас в районе есть деревня Улитино, где существовала такая частная мастерская по производству изразцов. Я нашел образцы, где на коробе было написано следующее: «сделано в 1907 году в деревне Улитино» и далее фамилия мастера. Кстати, я нашел дом в Улитино, где находилась мастерская. Дом сохранился, но его переделали под магазин.


Еще одна причина роста спроса на изразцы в то время заключалась в том, что они хорошо держали тепло печки. Печь без изразцов остывает в два раза быстрее, чем та, что обложена ими. Дело в том, что глянцевая сторона изразца, покрытая глазурью, не пропускает холодный воздух подобно стеклу, не пропускающему холод в наши дома в мороз. Нагревалась же печка при этом также быстро, как и обмазанная. Жители деревень быстро поняли выгоду. Зачем топить печь два-три раза в день, когда можно растопить один раз и сохранить тепло почти на сутки? С уходом печного отопления спрос на изразцы упал. Сейчас массового производства изразцов нет, их делают по индивидуальным заказам. Изразцы стали предметом спроса состоятельных людей, которые хотят сделать себе дорогие и красивые камины.

В нашей Арт-избе есть небольшая коллекция изразцов разных веков. Они отличаются по рисунку и внешнему виду. Например, изразцы XVII века полихромные, то есть разноцветные, изразцы XVIII века уже исключительно голубые, а на изразцах XIX века, рисунок, как правило, простой и мелкий. В XX веке появились самые популярные у нас изразцы-ромбики. Их можно было найти практически в каждой деревне.


– Как бы вы сформулировали главную цель создания Арт-избы?

– В Арт-избе можно погрузиться в атмосферу XIX века, почувствовать его дух и пожить среди настоящих предметов быта того времени. Моя жена Елена занимается сейчас оформлением документации, чтобы можно было официально принимать в доме туристов. Она, как я уже говорил, является хозяйкой дома и возглавляет формальную сторону проекта. Я же занимаюсь творческой стороной дела: общаюсь с художниками, обсуждаю с ними какие-то новые идеи. Отличительной чертой Арт-избы является то, что мы пользуемся всеми нашими «экспонатами», в то время как в музее можно только смотреть на предметы быта прошлого. Если, например, мы идем в баню, то надеваем подлинные накидки девятнадцатого века, сидим и пьем чай, проникаемся эпохой по полной программе. Интересно, что в этой маленькой клетушке когда-то жила семья с двенадцатью детьми. Я не знаю, как они здесь размещались, но факт остается фактом. Можно себе представить, как тут кипела жизнь в свое время. С появлением здесь Арт-избы дом зажил новой жизнью.

Поделиться