личный кабинет
Мобильные приложения
25 сентября 2018 00:14:51
Герои Подмосковья

Лариса Захарова: «Вертеп наглядно объясняет суть праздника Рождества»

14:19, 10 января 2018

Период после праздника Рождества Христова до Крещения называется Святками. Существует немало забытых святочных обычаев, которые связаны с церковной службой, но при этом выходят за ее рамки. Среди этих традиций – вертепный театр. Лариса Захарова из города Пущино Серпуховского района расскажет в интервью о вертепе, который находится в местном храме Архангела Михаила. Ученики воскресной школы «Вертоград» каждый год выступают с рождественскими кукольными спектаклями, история которых в нашей стране восходит к XVI столетию. Сценарий вертепного представления Михаило-Архангельской церкви в Пущино основывается на тексте, реконструированном фольклористами для знаменитого ансамбля Дмитрия Покровского.

Как давно существует вертепный театр при храме Архангела Михаила в Пущино?

– Первый вертеп в нашей воскресной школе сыграли в 2001 году. С вертепом нас познакомил семейный ансамбль священника Владимира Зотова из Протвино «Живая старина». Они приезжали в Пущино, показывали вертепный театр в Доме ученых. Однако в нашем храме вертепный театр появился благодаря священнику Сергию Свирепову и его жене Ольге. Батюшку Сергия перевели служить вторым священником в наш Михайловский храм из церкви села Игумново. Они привезли с собой первый вертепный ящик и кукол, которые расписывала матушка Ольга.

Позже отца Сергия перевели в Серпухов, матушка Ольга стала руководить там православным клубом «Трилистник», в котором продолжились вертепные представления. Я подхватила начатое ими дело в нашем приходе. Наш настоятель отец Дионисий Крюков заказал новый вертепный ящик и кукол, которыми мы пользуемся сейчас. Его жена матушка Татьяна стала отвечать за музыкальную часть представлений. Я больше административный руководитель, репетирую с детьми. Совместными усилиями живет наш вертепный театр.

– Вертеп часто ассоциируется с неподвижной композицией. Как появился рождественский спектакль с куклами?

– Изобретение вертепа приписывается католическому святому Франциску Ассизскому. Считается, что он решил таким путем материализовать рождественскую историю, сделать ее осязаемой для своих прихожан. Он первый устроил композицию с Иисусом в яслях, Марией, Иосифом, волхвами и пастухами. На западе это прижилось. Сначала вертеп делали статичным, но с развитием механики фигуры стали двигаться. Устройство вертепного ящика напоминает механизм: куклы управляются приводами, а не веревками, как марионетки. Существует остроумная версия, что на Руси западные механизмы вертепов ломались, поэтому пришлось двигать волхвов и пастухов вручную.

Самый ранний найденный вертепный ящик в нашей стране датируется 1591 годом. С появлением в России духовных школ семинаристам предписывалось ходить в святочные дни по домам и рассказывать людям о празднике, разыгрывая сцены священной истории в форме кукольного театра. Это было полезно с просветительской точки зрения. На западе такая проповедь была более актуальна, потому что простые необразованные люди не понимали слов богослужения и Библии из-за латыни. Театрализованное представление священной истории наглядно объясняло, в чем суть праздника Рождества Христова. Вот почему традиция зародилась сначала в католических странах.

Такой обычай был связан только с Рождеством Христовым?

– Существовали и другие театрализованные чины, которые иногда включались и в ход церковной службы. На праздник Входа Господня в Иерусалим в Москве XVII века ежегодно устраивалось «Хождение на осляти» с участием царя и патриарха.  Другой чин – «Пещное действо» – рассказывал о спасении трех ветхозаветных отроков в Вавилонской печи. Этот спектакль с живыми актерами исполнялся в храме за богослужением. Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» реконструировал этот забытый чин. Вертеп – это тоже не простое развлекательное представление, он тесно связан с богослужением.

Как сложилась судьба рождественского вертепа в советские годы?

– После революции вертепные представления на долгие годы попали под запрет, хотя по деревням «христославы» все равно колядовали и играли рождественские сценки. Известная исследовательница вертепов Ирина Уварова описывала в своей книге случаи, когда большевики преследовали детей за то, что они мастерили самодельные вертепы и разыгрывали их в домах. Первый вертеп после многих лет забвения был реконструирован для ансамбля Дмитрия Покровского еще в советское время. Тогда церковь находилась под надзором и давлением со стороны власти, поэтому вертеп восстанавливали исследователи аутентичного русского фольклора, а не миряне или священники. Из коллектива Дмитрия Покровского вертепную традицию переняли в ансамбле древнерусской духовной музыки «Сирин», а оттуда она перешла в ансамбль «Живая старина». Мы считаем себя преемниками «Живой старины», поэтому свою «родословную» ведем от самого первого реконструированного вертепа.

В чем состоит эта преемственность?

– Прежде всего, в сценарии. Сценарий играют один и тот же, хотя есть модификации. Мы играем модификацию священника Владимира Зотова и матушки Ольги. Разночтения отражаются на деталях повествования и облике кукол. Кроме того, преемственность состоит в похожей структуре вертепного ящика. Когда мы начинали, в воскресных школах почти не было вертепов. Аутентичный сценарий, который нашли и восстановили фольклористы, мы адаптировали для детей воскресной школы. В изначальном тексте, например, очень мало слов. Почти вся рождественская история изображается в пении колядок и праздничных песнопений.

Вертепное действо называется «Царь Ирод». Ирод – главный персонаж вертепного театра на Руси, а главная тема спектакля – кара царя за его злодеяния. В старину люди хорошо знали библейский рассказ о рождении Христа, поэтому их больше интересовало, что произошло со злодеем Иродом. В народе как бы домысливалась его судьба. Логично предположить, что царь попал в ад, хотя в Библии никаких сведений о его кончине и участи нет. В вертепном театре разыгрывается, как к Ироду приходят три восточных волхва и сообщают о рождении царя в Иудейской земле. Услышав об этом, он призывает воина и повелевает убить всех младенцев в Вифлееме. Фигурка воина поражает ребенка Рахили, которая символизирует вифлеемских матерей. За это преступление Ирода ждет страшная кара. К нему приходит смерть с косой, отрубает голову, а змей утаскивает обезглавленного царя в преисподнюю.

В какие дни положено ставить вертепные спектакли?

– Играть нужно на Святках с седьмого по девятнадцатое января – «от звезды и до воды». Мы стараемся следовать обычаю, но в современных условиях приходится подстраиваться к школьным каникулам и графику тех учреждений, где мы играем. Часто случается, что мы ставим вертепное действо и до Рождества. Хотя это формально неправильно, этим мы подготавливаем зрителя к празднику. У православных еще идет пост, и лучше посмотреть в эти дни рождественское представление, чем продолжать обычные новогодние гуляния.

Как устроен вертепный ящик?

– В вертепном ящике два яруса. На верхнем ярусе находится икона Рождества Христова, в некоторых других вертепах ее заменяют неподвижные фигурки святого семейства. Священные лица не участвуют в игре. На Руси было не принято играть и говорить какие-то слова за Деву Марию или Иосифа. Двигаются и разговаривают только второстепенные лица: ангел возвещает рождение Спасителя пастухам, пастухи и волхвы поклоняются младенцу, дьячок открывает театральное представление и зажигает свечи у ящика. В редких случаях в вертепах показывается сцена бегства святого семейства в Египет, но у нас этого нет. Положительные персонажи действуют в верхнем ярусе, который символизирует вифлеемскую пещеру.

Отрицательные герои помещаются на нижнем ярусе. Нижние ярус – это царство Ирода и царство зла. Там действуют Ирод, воин, смерть, змей либо черт. Фигурка черта более традиционна для вертепа, но священник Владимир Зотов придумал ему замену в виде змея. Играть за черта детям в воскресной школе посчитали неуместным. Смерть, которая приходит покарать Ирода, изображается в виде скелета в плаще и с косой в руках.

Роспись ящика произвольна или подчиняется канону?

– Раньше мастера украшали ящик традиционным для своей местности орнаментом. Наш вертеп расписал художник и иконописец Александр Руснак в 2007 году. На стенке ящика изображен Архангел Михаил – покровитель храма в Пущино. В самом верху на крышке обыкновенно рисуют вифлеемскую звезду. Иногда там делается окошко и вставляется лампочка. У нас просто нарисована звезда и ангелы. В нижней части ящика художник поместил грифонов. Эти мифологические существа традиционны для церковного искусства, но имеют более свирепый вид, чем кроткие овцы и другие животные на стенке верхнего яруса. Могут быть и другие интересные варианты росписи ящика. Кукол для нас вырезал художник Сергей Лесников в стиле Богородской игрушки.

Сколько человек участвует в вертепном действе?

– В старину на ярмарках бывало, что всех персонажей озвучивал один актер. Нам в воскресной школе, наоборот, хочется привлечь больше детей к участию, поэтому состав играющих кукловодов доходит до десяти человек и столько же певчих. Матушка Ольга Свирепова в традиционный сценарий вертепа добавила современные стихи. Хотя это нарушение аутентичного сценария, но оно имеет свои плюсы. В традиционном вертепе у положительных героев очень мало слов. Современные стихи позволяют дать детям больше ролей. Язык аутентичного текста ближе к церковнославянскому, поэтому он малопонятен. Современному зрителю нужно хотя бы вкратце рассказать о событиях Рождества Христова, потому что сейчас, в отличие от прошлых столетий, далеко не все знакомы с библейской историей. Если ничего не добавлять и никак не комментировать «Царя Ирода», акцент представления сместится исключительно на историю злодея. Сцена с отрубанием головы Ирода всегда вызывает восторг среди школьников, но нам хочется, чтобы им запомнилось что-то еще.

Антон Саков

читайте также
Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх