Людмила Чистякова: «Главное – сделать ребят смелыми и научить побеждать»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Людмила Чистякова – драматург, сценарист и создатель творческой мастерской «Букволет» в Сергиевом Посаде, которая объединяет театр и книги. Много лет Людмила одновременно вела театральные студии для детей в городском дворце культуры и «Театральном ковчеге», а не так давно объединила учеников в собственной студии. Теперь у мастерской есть свое помещение в центре Сергиева Посада в цокольном этаже здания у Белого пруда. О студии «Букволет» и ее задачах Людмила расскажет в интервью.

– В новое большое помещение студия переехала только в этом году?

– Да, сначала я попробовала открыть маленькую студию на улице Шлякова недалеко отсюда. Хотела сделать что-нибудь камерное и свое. Там был маленький уютный книжный магазин, куда ко мне приходили дети из студий дворца культуры и «Ковчега», и мы делали разные программы по стихам, ездили на книжный фестиваль. Потом студию в «Ковчеге» закрыли, и ребята пришли ко мне в это маленькое пространство. Я пообещала на следующий год найти более просторное помещение. Так и получилось.

– В чем главная идея «Букволета»?

– Мы делаем все комплексно. Хочется, чтобы дети заражались не просто актерским мастерством, а одновременно осваивали и сценографию, вокал, хореографию, чтобы они видели театр со всех сторон. Актерская профессия очень трудная, и я всегда пугаю этим ребят. Тем, кто окончил институт, во-первых, сложно устроиться, а, во-вторых, молодых актеров часто ломают психологически в плане веры в себя.

Суть «Букволета» в том, чтобы соединить в одном пространстве книжный магазин и театр. Одно дело просто показывать книгу, другое – ставить спектакль, делать встречи с писателями или с издателями. Еще во дворце культуры мы начинали делать нечто подобное, играли спектакль по Гиваргизову. В будущем хочется поддержать идею, когда люди сначала не видят книгу, а потом смотрят спектакль и покупают ее. Хотим, чтобы получился атмосферный книжный. Сейчас, мне кажется, не работают книжные просто с полками. Они должны быть местами, где можно посидеть и пообщаться. При этом и не хочется делать из книжной лавки какого-то клуба со своей тусовкой.

Мы подбираем книги с хорошими иллюстрациями и хороших издательств, такими как «Самокат», «КомпасГид», «Речь». К сожалению, об этих издательствах никто не знает. Мне обидно, когда кто-то о чем-то хорошем не знает, и хочется как можно больше людей этим хорошим заразить. Например, есть такая великолепная книга Ульфа Старка «Чудаки и зануды». Он честно пишет, разговаривает с подростками, хотя и в любом возрасте прилично читать эту книгу. Один из любимых нами авторов – Ася Петрова. У нас есть спектакль «От монологов к тишине» по мотивам ее книг.

В «Букволете» хотелось создать помещение, в котором будет преимущество книг, детей, студии и театра. Во дворце культуры театральная студия была на втором плане. Например, когда мы ставили дипломный спектакль, в котором участвовали три группы, нам давали большую сцену всего на один день, и мы играли только один раз. Вот почему я хотела создать свой репертуарный студийный театр, чтобы ребята могли много раз играть спектакль. Сейчас мы поняли, что это тоже палка о двух концах, потому что им тяжело. Они хотят играть спектакли много раз, но бывает, что не хватает внутренней дисциплины.

– Сколько сейчас детей в студии?

– Недавно на общий капустник собиралась вся студия, а это около сорока человек. В каждой группе мы делали отчетные показы. В прошлом году было пять отчетных спектаклей.

– Расскажите, что это за спектакли

– Это были показы, а два из них станут готовыми спектаклями. Один спектакль – это «Нарядные сказки» по Степану Писахову, очень фантазийному архангельскому сказочнику. Мы его восстановили, довели до спектакля, и теперь он есть в репертуаре. Потом делали «Глаз волка» по Даниэлю Пеннаку. Это великолепная и пронзительная вещь. Есть один чудесный отзыв на этот спектакль. Мама пришла на представление с сыном, и он сказал: «Мама, я так разволновался, что забыл как дышать». Со средней группой делали показ «Мадлен и собака». Четвертый показ был «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, а малыши готовили спектакль по стихам Юлии Симбирской.

Одна из наших излюбленных тем – делать спектакли по стихам. У нас есть представление «Обрастая стихами», которое мы делали в прошлом сезоне с двумя старшими группами. Тридцать детей на сцене читают стихи. Мы относимся к стихам не как к чему-то мертвому, а как к диалогу или монологу, к тому, что можно сказать во дворе, тем более, что в этом спектакле место действия – двор. Первый раз «Обрастая стихами» мы поставили еще в «Театральном ковчеге», а второй раз уже здесь в «Букволете».

– Какие зрители приходят на спектакли студии?

– Приходят родители, знакомые детей. Пока о нас мало знают, сарафанное радио работает в городе вяло. Парадокс в том, что приходят в основном не местные, а гости из Москвы, Краснозаводска, Пересвета, Реммаша. Местных мало, хотя мы находимся в самом центре Сергиева Посада. С другой стороны, в «Театральном ковчеге» мне говорили, что они натаптывали дорожку в свой театр около трех лет. Даже когда театру было пять лет, шли спектакли, где в зале сидело пять-шесть зрителей. В сравнении с этим мы еще красавцы, к нам ходят.

– Вы драматург, сценарист. Планировали когда-нибудь заниматься с детьми?

– Да. Сначала я работала в Тольятти. Вскоре после выпуска из института моего однокурсника, который в дипломном спектакле сыграл директора цирка, позвали стать директором театра. Он пригласил меня и еще двух ребят с курса строить этот театр в Тольятти. Предыдущий коллектив снимал небольшое помещение во дворце молодежи, а потом ребята искали новое место. Нам дали кинотеатр, и мы его отремонтировали. Мы сами делали реквизит и декорации, набили какой-то репертуар. Сначала в театре было десять актеров, а в следующем сезоне осталось только четыре или пять.

Я подумала тогда, как же тяжело строить театр! Во-первых, это огромные затраты, а, во-вторых, начинаешь понимать, что команда– это в каком-то роде иллюзия. Она сегодня есть, а завтра может не быть. Люди сегодня одни, а завтра – другие. Неизвестно как изменится человек, но на это грех обижаться. В итоге двое ребят уехали, а я осталась еще на лет пять. Сейчас там Молодежный театр, где идут, в том числе, и наши спектакли. С детьми я не работала, но театр был направлен на юного зрителя. Я была там режиссером, драматургом, завлитом и актрисой.

В принципе, уже тогда я думала о том, чтобы построить детский театр. Позже я училась в литературном институте в Москве и собиралась уехать из Тольятти. Я решила, что раз у меня нет прописки и собственной квартиры в Тольятти, то я свободный человек и могу поехать куда угодно. В литературном институте кто-то в разговоре сказал, что в Сергиевом Посаде дешевая аренда. Я съездила на разведку, зашла во дворец культуры и спросила, не нужен ли здесь детский театр. Мне ответили: «Давайте, приезжайте».

– Вы говорили, что профессия актера тяжела. Своим ученикам вы не рекомендуете становиться актерами?

– Никому не рекомендую, а если кто-то вопреки моим антирекомендациям все-таки идет учиться на актера, значит, это диагноз, и тогда все нормально. Чаще я советую таким детям получать профессию режиссера. Не факт, что ребенок станет режиссером, но у него будет выбор и он останется собой. Если он поступает на режиссера, ему не внушают, что он исполнитель. Ребенок может стать потом кем угодно: актером, режиссером, может создать свое дело. Там он будет привыкать принимать решения и брать ответственность на себя, а этому неплохо научиться. Вообще к образованию надо относиться так, что оно не дает каких-то конкретных навыков, а дает возможность выбора. Важно побеждать и чувствовать себя победителем. Мне не хотелось бы в студии менять жизненный вектор ребенка. Плохо, если кто-то вместо того, чтобы стать счастливым бухгалтером или инженером, из-за меня станет несчастным актером.

Как вы в таком случае объясняете детям, зачем им нужны занятия в студии?

– Главное в игре – уметь находить выход. Когда мы играем этюды или упражнения на приспособление, стараемся, чтобы дети поняли, что безвыходных ситуаций не бывает. Все вокруг, в принципе, – игра. Не важно, кем ты станешь, главное, чтобы ты играл и получал удовольствие от игры. У нас нет задачи делать из ребят актеров, но есть задача открыть их, сделать смелыми и научить побеждать.

– Сколько времени дети проводят в студии?

– Мы встречаемся обычно три раза в неделю. Я стараюсь не доводить до крайности. Один день может быть еще загружен, если есть спектакль или показ. В таком случае репетируем часов пять.

– Чем вы руководствуетесь, когда выбираете книгу, по которой собираетесь делать спектакль?

– Прежде всего, искренностью. Кроме того, выбираю авторов с хорошим языком, чтобы привить детям вкус. Например, у Писахова великолепный язык, хотя и не простой. Когда мы знакомились с ним в первый раз, ребята читали с трудом по слогам, потому что Писахов использует диалектную лексику. Потом дети начали репетировать и стали идти по тексту так легко, как будто всю жизнь разговаривали на этом диалекте. «Глаз волка» и «Монологи» близки между собой, хотя «Монологи» – это больше новеллы, а «Глаз волка» – одна история. Обе постановки очень искренние, поэтому на этих спектаклях у нас зрители часто плачут. Одна мама писала в отзыве после просмотра «Глаза волка» и «Монологов»: «Спасибо за слезы и за смех». Хочется, чтобы зрители что-то пережили, почувствовали, но, ни в коем случае не развлекались. Развлечение не стоит всего того, что мы тут переживаем.

В спектакле «Обрастая стихами» наша задача показать, сколько есть интересных современных стихов и авторов. На мой взгляд, школьная программа по литературе очень грустная, и отвращает ребят от чтения. Если бы, например, «Войну и мир» ребята прочитали чуть позже, а сейчас взяли Асю Петрову или стихи Евгении Басовой, это было бы полезней. Сейчас есть огромное количество чудесных детских поэтов, таких как Настя Орлова, Галина Дядина, Константин Потапов, Аля Кудряшова. Эти имена никто не знает из-за предрассудка, что современное, значит неотлежавшееся, нестоящее и плохое. Я и сама какое-то время после литературного института с подозрением относилась к современной поэзии.

– В книжном магазине будете заполнять полки книгами этих авторов?

– И классики мы тоже завезли бы много, но только хочется снять с нее нафталин. Классика не должна подаваться в отрыве от современности, как текст, который когда-то давно был написан и не имеет отношения к сегодняшнему дню. Точно также и с поэзией. Мы приближаем ее к слову, которое я сам сказал: не прочел стихотворение, а человеческим голосом и искренне рассказал от себя.