Мария Трошина: «Усадьба Пущино – уникальный памятник в Заочье»

Герои Подмосковья
Усадьба Пущино \ Facebook

Фото: [Усадьба Пущино \ Facebook]

Историк архитектуры, искусствовед Мария Трошина возглавляет команду жителей подмосковного Пущино, которые два года назад создали общество по сохранению и популяризации истории усадьбы Пущино на Оке. Усадьба стала местом действия фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» 1977 года, была связана с именами Арцыбашевых, Офросимовых, композитора А.А. Алябьева и ботаника А.Т. Болотова. Активисты организуют субботники, концерты классической музыки, экскурсии и выставки. Целью просветительской работы является проведение противоаварийных работ в главном доме конца XVIII века, а в перспективе – поиск инвестора для его полноценной реставрации.

– Мария, что стало отправной точкой начала вашего проекта?

– В феврале 2019 года у главного дома усадьбы Пущино обвалилась крыша. Мы – местные активисты, историки и архитекторы – затрубили тревогу, обратились в Главное управление по культурному наследию по Московской области, которое срочно отрядило комиссию в Пущино. Также мы создали страничку в фейсбуке и начали публиковать всю информацию о текущем состоянии усадьбы.

Главный дом и прочие сооружения, которые находятся на территории усадьбы, принадлежат Российской академии наук. В 2019 году мы начали переписку с собственником, чтобы выяснить, чем мы могли бы помочь. Мы посоветовались с коллегами из Главного управления по культурному наследию и областного ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников) на счет того, что мы можем предпринять в данной ситуации. Было решено просить у Российской академии наук разрешение на проведение противоаварийных работ. Мы получили согласие при условии, что наши работы будут проводиться в соответствии с 73-ФЗ (федеральный закон, который регулирует работы на памятниках культурного наследия).

Следующим шагом стал запрос технического задания у Главного управления по культурному наследию. В начале 2020 года мы начали предпринимать действия, чтобы провести противоаварийные работы, но все пришлось отложить из-за начавшегося карантина. Однако когда ограничения ослабили, мы стали проводить в усадьбе субботники, экскурсии и другие мероприятия, связанные с ее историей и известными людьми, которые здесь жили.

Параллельно мы стали искать реставраторов и обратились в благотворительный фонд «Внимание», который занимается поиском денег на подобные проекты. Особенность фонда в том, что независимо от того, собраны деньги или нет, он финансирует проект сразу, а средства собираются потом через добровольные взносы. Такой подход был для нас оптимальным. Фонд «Внимание» одобрил нашу заявку, и мы начали сбор денег. Поскольку речь шла только о проектных работах, необходимую сумму мы собрали буквально за три недели. В конце осени реставраторы приступили к работе. Сейчас завершилась разработка проекта противоаварийных работ, и мы обратились в Российскую академию наук с просьбой о начале консервации.

Следующим этапом будет поиск подрядчика. Прежде всего, важно закрыть кровлю, но мы также планируем провести полную консервацию здания: будет закрыт весь периметр, вынесен мусор. Противоаварийные работы, как мы надеемся, приведут здание в лучшее состояние, и в течение следующих нескольких лет можно будет заниматься документацией и поиском инвестора.

Кровля главного дома усадьбы после обрушения сложилась внутрь, образовались многочисленные протечки, куда попадает снег. Тем не менее, реставраторы уверяют, что ситуация не так безнадежна: опасности, что дом вот-вот рухнет нет. Однако никто не знал, что зима выдастся настолько снежной. Прошлая зима была теплой, шли дожди, и почти не было снеговых покровов. Весной весь снег начнет таять, и вода будет затекать внутрь здания, поскольку крыша сложилась, образовав конус – воронку в центре дома. Последствия нагрузок, которые сейчас испытывают конструкции дома, мы прогнозировать не можем, но если опираться на экспертное заключение реставраторов, то здание выдержит. Ситуацию можно назвать очень сложной, но не смертельной.

– А как давно усадебный дом заброшен?

– Дом много десятилетий не использовался, но все-таки заброшен не был. Российская академия наук каждый год исправно платит охранной фирме, а в одной из построек живет охранник, который следит, чтобы в дом не проникали посторонние, заколачивает окна и лазы от вандалов. Что касается главного здания, то реставрационные работы в нем были приостановлены в 1993 году. Но реставрация – это вопрос будущего. Нужно будет искать хозяина, который смог бы взять усадьбу на баланс, потому что нет четкого представления, что могло бы разместиться в усадьбе в случае ее полноценной реставрации.

– Как использовалось здание в советские годы?

– Город Пущино образовался на берегах Оки в конце 1950-х – начале 1960-х годов, а до этого здесь было несколько деревень. В усадьбе располагалась районная больница, которая обслуживала 20 населенных пунктов. Все здания до 1971 года использовались и поэтому были в нормальном состоянии. Помимо главного дома в усадьбе сохранилось шесть служебных построек: амбар, погреб, ледник, конюшни, птичник и каретный сарай. В них были аптека, стоматология, родильное отделение… Немало пущинцев появились на свет именно в усадьбе.

В 1971 году в городе было построено новое здание больницы, а опустевшую усадьбу взяла на баланс РАН, поскольку город Пущино – это в целом советский проект Академии наук. Предполагалось, что усадебный комплекс будет переделан под дом приемов с красивым представительским залом и возможностью размещать ученых, в том числе иностранных гостей. Для этого в мастерской ГИПРОНИИ (институт, который занимался архитектурным проектированием для Российской академии наук) в 1973 году был разработан проект приспособления комплекса под представительское учреждение – дом симпозиумов.

Хотя проект был разработан, ВООПИиК воспротивилось его реализации, так как было понятно, что усадьба является ценным памятником архитектуры и садово-паркового искусства. Началась работа по сбору документации на постановку главного дома XVIII века и всего усадебного комплекса на охрану. История затянулась, и от проекта дома приемов в итоге отказались.

В 1976 году усадьба Пущино была признана памятником местного значения. Поскольку больница к тому моменту переехала в новое здание, было принято решение разработать новый проект – уже полноценной реставрации. Предпринимались разные попытки, в том числе свой проект предлагала Академия художеств. В 1980-е годы в Пущино приехали московские эксперты, которые составили паспорт объектов, описали все постройки на территории усадьбы.

В 1975 году в Пущино приезжал Н.С. Михалков снимать известную картину «Неоконченная пьеса для механического пианино». В качестве декорации к центральному портику главного дома пристроили деревянную мансарду, на которой происходит почти все действие фильма. Так облик нашей усадьбы вошел в историю кинематографа, правда, уже во второй раз: в 1928 году в Пущино снималось немое кино «Хромой барин». К слову, после того, как Михалков снял фильм, деревянная мансарда сгорела – а это была достаточно крупная пристройка.

– А когда началась реставрация памятника, которая прервалась в 1993 году?

– В 1980-х годах в городе вновь возникло движение в сторону составления грамотного проекта реставрации. В мастерской №9 ГИПРОНИИ в Пущино в то время работал профессиональный реставратор, заслуженный архитектор РСФСР Евгений Александрович Архипов, который в свое время занимался известной церковью Покрова на Нерли. Именно он поднял в городе волну за сохранения памятника и убедил руководство города направить средства на реставрацию усадьбы. Проект был разработан в 1986 году, а работы под руководством Архипова велись в 1989-1993 годы. Сейчас проект и фотофиксацию начавшихся тогда работ можно увидеть в пущинской городской библиотеке на экспозиции.

Главный дом с конца XVIII века, конечно, много раз переделывали, поэтому по проекту он реконструировался на момент 1913 года. Предполагалось восстановить шестиколонный портик, который рухнул еще в довоенные годы. Была проделана масштабная исследовательская работа, но реализовать проект, к сожалению, не удалось. Строители успели закончить только работы по укреплению крутого берега Оки, чтобы предотвратить оползневые процессы. В 1991 году распался Советский Союз, наступил кризис, и, соответственно, финансирование закончилось. Реставрация остановилась, а оборудование и материалы были буквально брошены «посреди поля». Е.А. Архипов пытался в дальнейшем возобновить работы, но у Академии наук, как и у всей страны, в то время были другие проблемы.

– Какие мероприятия вы проводили летом 2020 года в усадьбе Пущино?

– 18 апреля прошлого года у нас должны были проходить мероприятия в рамках общероссийской акции «Дни культурного наследия», но из-за пандемии они были отменены. Летом нам все же удалось провести субботник, а в прошлом году мы начали чистить территорию вокруг усадебных прудов. Мы занимаемся только парком, поскольку по законодательству не можем трогать исторические постройки усадьбы. Парк большой, красивый и тоже является памятником садово-паркового искусства. В нем устроена интересная каскадная система с садами, которая восходит к Андрею Тимофеевичу Болотову – известному ботанику и лесоводу XVIII века, одному из основателей российской агрономии.

– А какое отношение А.Т. Болотов имел к Пущино?

– Тетка Андрея Тимофеевича была замужем за Я.И. Арцыбашевым – владельцем усадьбы Пущино в конце XVIII столетия. Дату постройки главного дома в Пущино мы знаем именно благодаря воспоминаниям Болотова. Его родовое поместье Дворяниново в Тульской губернии находилось неподалеку в 20 километрах, поэтому он часто навещал родственников. В своих мемуарах («Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков»), он писал, что 9 октября 1799 года посетил хозяйку в новых каменных палатах. Основываясь на этой записи, мы отмечаем 9 октября как день рождения сохранившегося главного дома в Пущино.

– С какими еще историческими деятелями был связана усадьба?

– Первое упоминание усадьбы встречается в жалованной грамоте царя Ивана Грозного боярину Пуще. История усадьбы начинается со второй половины XVI века, а история главного дома – с конца XVIII-го, когда имением владели Арцыбашевы. Чета Арцыбашевых не оставила после себя прямых наследников, поэтому Пущино в 1806 году перешло их родственникам Офросимовым. Генерал-майор Павел Афанасьевич Офросимов стал прототипом Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова, а его супруга Настасья Дмитриевна была запечатлена Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Сын П.А. Офросимова, к которому перешла затем усадьба, был участником войны 1812 года. В прошлом году были обнаружены описи имущества усадьбы 1918 года, когда ее реквизировали в пользу советской власти. В этих описях фигурируют вещи, относящиеся к войне 1812 года.

В этом году вышла книга воспоминаний последнего владельца Пущино Н.Т. Каштанова – крупного промышленника и общественного деятеля уровня Морозовых и Рябушинских. Каштанов после революции уехал в Париж, где вспоминал покупку усадьбы в 1913 году. Он удивлялся тому, что весь дом был наполнен предметами войны 1812 года. Видимо, после Офросимовых последующие владельцы почти не меняли убранство главного дома.

Сын П.А. Офросимова женился на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, впоследствии жены композитора Александра Александровича Алябьева. Документально известно, что Алябьев неоднократно посещал Пущино. Уже после тюрьмы и ссылки композитор написал «Итальянскую арию». На подлиннике этого произведения, который хранится в Музее музыки им. М.И. Глинки, написано, что ария создана в сельце Пущино. Полицейские донесения (за композитором был установлен полицейский надзор) сохраняют память о том, что Алябьев также посещал Пущино вместе с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, когда та занималась наследственным делом.

– Какова судьба обстановки главного дома после революции?

– Вещи из всех наших усадеб, а в Заочье их было немало, перевезли в Каширский музей, потому что раньше эта территория относилась к Каширскому уезду Тульской губернии. Все усадьбы, кроме Пущино, были разорены, сожжены и уничтожены, и в этом смысле у нас находится уникальный памятник в Заочье. Во время войны при эвакуации экспонаты Каширского музея, по одной из версий, были уничтожены: вещи погрузили на сухогруз, в который попала немецкая бомба.

Документов о передаче предметов из Пущино в Каширский музей не сохранилось, но еще в 1930-х годах Серпуховский историко-художественный музей проводил обмен различными предметами с Каширой. Во время этого обмена несколько и предметов Пущинской усадьбы попали в Серпухов. Это обстоятельство удалось выяснить только в позапрошлом году, старшему научному сотруднику Серпуховского историко-художественного музея Андрею Дмитриевичу Пилипенко. Они совпадают с описью имущества дома Каштанова в Пущино 1918 года. Соответственно, мы точно знаем, что после революции вся обстановка попала в Каширу, но дальнейшая ее судьба, кроме трех вещей, неизвестна.

– Расскажите, какие еще мероприятия вы проводили в усадьбе, помимо субботников?

– Субботники – это важная для нас история, потому что парк нуждается в уходе. В парке и сейчас растут вековые и двухсотлетние деревья, посаженные еще при владельцах Арцыбашевых и чаеторговце Перлове. У парка в Пущино есть определенная структура аллей – это, как я говорила, памятник садово-паркового искусства, который нужно поддерживать. Однако для нас не менее важен субботник как информационный повод. Для привлечения внимания в этом году мы попросили наших друзей устроить концерт барочной музыки. Семья музыкантов Крюковых из Пущино организует ежегодный фестиваль в Подмоклово, откуда, к слову, был родом последний владелец Пущино Н.Т. Каштанов, а отец Дионисий Крюков является настоятелем знаменитой подмокловской церкви. В прошлом году барочный клавесин играл прямо на территории нашей усадьбы.

Помимо субботников мы уже второй год проводим в усадьбе Дни Алябьева. В этом году мы устроили мини концерт с экскурсией и выступлением профессиональных местных певцов, исполнявшими романсы Алябьева. Нас также поддержала Мария Батова – замечательный исполнитель, исследователь творчества композитора, она рассказывала гостям биографию Алябьева через музыку. Дни Алябьева мы планируем проводить каждый год, расширять состав исполнителей и аудиторию. Хотим задействовать несколько городских площадок, в том числе и саму усадьбу. Мы также сотрудничаем с Народным клубом любителей русских басов и с обществом Алябьева в Тобольске (отец композитора был генерал-губернатором этого города). Музыкальные мероприятия мы собираемся развивать и дальше, потому что это пойдет на пользу и усадьбе, и городу.

Наша исследовательская работа по истории усадьбы не останавливается, мы работаем с архивами, пытаемся найти новые факты. За два последних года выяснилось много нового. Всплывают вещи, которые значительно разнообразят биографию усадьбы.

В заключение скажу о большой выставке, посвященной усадьбе Пущино, которую мы планируем провести в Москве на одной из площадок Всероссийского общества охраны памятников. На ней будет представлена вся история усадьбы и биографии ее знаменитых владельцев. Мы покажем все сохранившиеся проекты реставрации усадьбы: проект Дома симпозиумов 1973 года, проект Е.А. Архипова 1986 года, а также ряд студенческих проектов московских архитектурных ВУЗов. Возможно, на этой выставке будет показана и перспективная реконструкция усадьбы для поиска будущего инвестора.