Михаил Рыбин: «История города Куровское началась с трех дворов»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня, личный архив Михаила Рыбина

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня, личный архив Михаила Рыбина]

Михаил Рыбин – краевед из города Куровское, коренной житель Гуслиц. Благодаря исследованиям Михаила были выяснены сведения о солдатах, захороненных в Куровском в 1941 году, устроен военный мемориал на старом кладбище. В сферу интересов краеведа также входят другие темы: история основателей местной бумаготкацкой фабрики купцов Балашовых, обстоятельства взрыва на железнодорожной станции в 1978 году и другие малоизвестные факты из истории города. Деревня Куровская впервые упоминается в 1646 году, и на тот момент в ней числилось всего три двора. Михаилу удалось проследить генеалогию всех коренных фамилий города и свести их к трем семьям первопоселенцев.

– Михаил, ваши краеведческие исследования начались с розыска солдат Великой Отечественной войны, погребенных в Куровском?

– Я с детства интересуюсь генеалогией, историей, краеведением. Я коренной житель города Куровское, а мои предки – гуслицкие старообрядцы. Первая серьезная историческая тема действительно началась с поиска мест захоронения солдат Великой Отечественной войны на старом кладбище города.

В 2009 году я искал сведения о солдате Еременко, умершем в госпитале, который располагался в Куровском в 1941-1942 годах. На тот момент не было точных данных о том, кто был этим солдатом. В преддверии 65-летия победы я нашел родственников, которые считали своего отца пропавшим без вести. В 2010 году они приезжали в Куровское, участвовали в большом памятном мероприятии.

Позже на основании этого опыта я начал поиски по другим солдатам, которые также были захоронены в Куровском в годы Великой Отечественной войны. Все это в итоге вылилось в создание крупного мемориала, который теперь находится на старом кладбище. Несколько лет назад был установлен памятник с именами всех погребенных здесь солдат. Работа по этой теме продолжается до сих пор.

– Почему солдаты были похоронены так далеко от линии фронта в Куровском?

– Во-первых, действовал госпиталь. Во-вторых, Куровское – это крупная узловая станция. Много умерших снимали с санитарных эшелонов.

– До 2009 года солдатское захоронение не имело опознавательных знаков?

– Еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов этой темой занималась наш известный краевед, почетный гражданин Орехово-Зуевского района и основатель краеведческого музея в деревне Степановка Устинья Григорьевна Андриянова. Она собирала воспоминания работников госпиталя, которые на тот момент еще были живы. С их помощью она первая обнаружила место захоронения солдата Еременко на старом кладбище.

По сведениям, которые удалось выяснить у бывших сотрудников госпиталя, Устинья Григорьевна изготовила табличку с предполагаемыми фамилией, именем бойца и другими данными. Также был установлен металлический памятник со звездой, благоустроено захоронение. В 2009 году я решил заняться этой темой, и мне удалось восстановить точную информацию. Я обращался в Центральный архив Министерства обороны, исследовал базы данных ОБД «Мемориал», «Подвиг народа».

Среди погребенных был достаточно высокопоставленный военный: командир 73-й кавалерийской дивизии Шерекин Алексей Федорович. Дивизия формировалась в Алтайском крае летом и осенью 1941 года. В сложный период битвы за Москву она находилась в резерве и находилась в составе 26 резервной армии на территории восточного Подмосковья. Армия была сосредоточена в южной части нынешнего Орехово-Зуевского городского округа – бывшего Куровского района.

Во время дислокации в Куровском командир дивизии умер естественной смертью от болезни. Сохранились воспоминания, как его хоронили с воинскими почестями. Разрабатывая эту историю, я нашел личное дело А. Ф. Шерекина и другие сведения. Он был уроженцем Кубани, из потомственных казаков. Был участником Гражданской войны.

Первоначально дивизию направили в Куровское на случай прорыва немцев на восток Подмосковья. В конце ноября и декабре 1941 года немцев отбили на территории Тульской области и юге Подмосковья, поэтому дивизия вошла в состав 26 резервной армии. Она оставалась здесь до начала лета 1942 года. Армия позже передислоцировалась в Шатурский район и занималась охраной Шатурской электростанции.

– Расскажите о старом кладбище, где установлен военный мемориал.

– Кладбище было закрыто в конце 1940-х годов, и с тех пор находилось в полузаброшенном состоянии. Это старейший некрополь города Куровское, который, вероятно, существовал с момента основания деревни. Там, возможно, захоронены ее первые жители. В советское время кладбище было сильно разорено, но до сих пор остаются старинные надгробия, в том числе и могилы моих предков.

Думаю, что благодаря моим стараниям и поискам захоронений воинов, кладбище не исчезло бесследно. До этого, кроме одной могилы солдата, некрополь был в запустении. Благодаря мемориалу погост преобразился.

– Позже вы начали исследовать и другие темы?

– Я продолжил глубже исследовать генеалогию жителей наших старообрядческих деревень. Это большая тема, которой я уделяю много внимания. Кроме того, занялся исследованием малоизвестных фактов из истории города Куровское. Одна из таких тем – взрыв на станции в 1978 году. Также я поднял тему, которой, к сожалению, никто из краеведов в советское время не занимался – исследование биографии тех людей, благодаря которым возник наш город. Это промышленники Балашовы – старообрядцы, купцы из деревни Куровская.

В советские годы краеведы занимались общей историей меланжевого комбината, который перестал существовать более двадцати лет назад. Конкретно о семье Балашовых никаких исследований не было. Эти купцы имели большое влияние в старообрядческом сообществе города Москвы, в Рогожской общине. Балашовы имели родственные связи с семьей основателя Дулевского фарфорового завода Матвея Сидоровича Кузнецова.

– Что известно о фабрике Балашовых?

– Жители деревни Куровской издавна занимались ткацким промыслом. Балашовы также занимались надомным ткачеством и стали развивать дело. Сначала они открыли небольшую фабрику, потом выкупили еще одно производство у местного крестьянина, и постепенно у них образовалось крупное текстильное предприятие. В советские годы на его основе образовался целый меланжевый комбинат.

Основание первой еще полукустарной мануфактуры Балашовых относится к 1843 году, а крупное товарищество мануфактур «Балашов и сыновья» было зарегистрировано в 1876 году. Сначала они жили в Куровской, а потом перебрались в Москву в район Рогожской заставы. На Рогожском кладбище сохранилось захоронение богородского купца первой гильдии Балашова Василия Никифоровича – основателя производства. Его сыновья Григорий и Сергей продолжили семейное дело. История семьи Балашовых – это большая тема, которую я разрабатываю уже несколько лет и хочу со временем сделать экспозицию, начать публикации.

– К какому направлению старообрядчества традиционно причисляли себя жители Куровского?

– Купцы Балашовы были последователями белокриницкого согласия, духовным центром которого являлось Рогожское кладбище в Москве. Исторически гусляки тоже были поповцами белокриницкого согласия, но потом произошел раскол среди поповцев на «окружников» и «неокружников». Крестьяне деревни Куровская стали в основном неокружниками.

– Ваше предки, тоже были неокружниками?

– Да, по линии отца практически все были старообрядцами неокружнического направления. На территории города Куровское было несколько молелен. Одна принадлежала окружникам и относилась к фабрике. Она содержалась на средства купцов Балашовых. Вторая моленная была неокружническая, и ее содержали сами крестьяне.

В советские годы обе моленные были закрыты. В одной из них разместилась пожарная часть, во второй – узел связи. Здания моленных не сохранились. Несмотря на закрытые моленные, верующие собирались на молитву по домам. Мне известно несколько таких тайных домашних моленных.

В девяностые годы в Куровском благодаря Устинье Григорьевне Андрияновой был открыт единоверческий храм, а ближайшие старообрядческие общины находятся в деревнях Давыдово и Слободище. В Слободище сохранилась старинная старообрядческая церковь, которая действовала и в советские годы.

– Вы упомянули о взрыве на станции Куровская в 1978 году. Что это за история?

– В городе Куровское еще в довоенное время был образован склад гражданской взрывчатки «Взрывпром», где складировались различные взрывчатые вещества. Они доставлялись по железной дороге, а потом развозились на склад на машинах. Однажды ночью вагон, в котором находилось взрывчатое вещество аммонал, сдетонировал. К счастью, серьезных жертв удалось избежать, однако погибли два человека: сторож, который охранял склад, и кочегар. При этом было много раненых, и от ударной волны сильно пострадал город.

Тема взрыва в Куровском разрабатывается уже давно. Был снят документальный фильм, выходила статья в газете «Московский комсомолец» на основании наших материалов. Установить исполнителя или причину взрыва в настоящее время, к сожалению, невозможно, потому что все документы, касающиеся этой истории, до сих пор находятся под грифом секретно.

По одной из версий, в эту ночь должен был проследовать эшелон с военной техникой, направлявшийся на Дальний Восток. Взрыв должен был уничтожить этот эшелон, но взрывчатка сдетонировала слишком поздно, и основную волну принял электропоезд, который стоял в тупике.

– В чем особенности исследования генеалогии жителей Куровского?

– Есть некоторые сложности. Если предки человека, который занялся генеалогией, относились к православной церкви, то в принципе можно продвинуться достаточно легко в своих поисках, потому что сохранились метрические книги. В них можно найти записи о браке, рождении, смерти прихожан. В Куровском, как мы говорили, большинство жителей относились к старообрядцам неокружникам, поэтому они фактически не регистрировали свои общины, не вели никакой документации.

Исследование генеалогии старообрядцев требует привлечения косвенных источников. Например, я использовал документы фабрики Балашовых, которые хранятся в историческом архиве в Москве. Важно также исследовать переписи и документы, которые связаны с полицейским учетом. Старообрядцы были на нелегальном положении и нередко были связаны с криминальными элементами. В нашей местности, например, многие промышляли фальшивомонетничеством. Более глубоко помогают продвинуться в родословной ревизские сказки, так как деревни у нас в округе были в основном помещичьи.

Деревня Куровская образовалась в 1646 году из трех дворов. Эти три двора дали потомство всей будущей деревни, стали предками коренных жителей города. Мне удалось связать все родословные и свести их к этим трем семействам.

– А откуда приехали эти семьи?

– За сто лет до образования деревни Куровская, на этом же месте находилась деревня Владимирская, которая принадлежала князьям Старицким. Старицкие подверглись опале со стороны царя Ивана Грозного, и деревня была сожжена. Сто лет здесь была пустошь Владимирская, и только к сороковым годам XVII века появились новые жители. Откуда они пришли – неизвестно.

– Какие туристические объекты в Куровском и окрестностях вы бы порекомендовали посетить?

– Во-первых, Спасо-Гуслицкий монастырь. Он был основан в 1850-1860-е годы с миссионерской целью искоренения старообрядчества. В советские годы в нем размещался дом инвалидов, и сейчас большую часть территории монастыря занимает психоневрологический интернат. Тем не менее, церковь действует, постройки монастыря возрождаются.

Во-вторых, стоит посетить наш городской краеведческий музей, который находится на базе Дома культуры. Также советую поехать в краеведческий музей деревни Степановка и школьный музей села Ильинский погост. Там можно увидеть старинные гуслицкие иконы, старообрядческие книги, объекты археологии, монеты, фотографии и карты нашей местности. Самый сильный из этих трех музеев, нам мой взгляд, находится в Ильинском погосте.

Туристу будут интересны старообрядческие храмы в Слободище и Устьяново. Обязательно нужно посетить федеральный памятник – деревянный храм бывшего погоста у речки Рудни в селе Никитское.

– Какие еще старинные постройки сохранились в самом Куровском?

– В Куровской сохранился казарменный комплекс и дом управляющего фабрики братьев Балашовых. В перестроенном виде уцелел магазин, где когда-то отоваривались фабричные рабочие. Это комплекс зданий шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века.

Одним из старейших зданий города считается бывшая монастырская школа. В западной части Куровского в советские годы образовался микрорайон Пролетарка. На его месте находился когда-то древний населенный пункт – погост Спас на Мошеве. Уже в конце 1850-х годов этот погост перестал существовать, и на его землях Спасо-Гуслицкий монастырь построил церковно-приходское училище. В нем учились дети в основном из православных семей, но много было и старообрядцев.

В советские годы здание школы отдали под жилье и сделали в нем коммуналки. В 1960-е годы дом был частично перестроен: вместо деревянного второго этажа был построен каменный. Тем не менее, низ здания относится к 1860-м годам.

В советские годы в этом доме жила семья моего прадеда, и до сих пор живут мои родственники. В 2013 году мы стали бить тревогу, потому что дом находился в аварийном состоянии, постепенно разрушался и требовал ремонта. Я написал несколько статей, где представил историю этого здания. В нем жили и репрессированные, и участники войны, в том числе погибшие на фронте. В итоге бывшую монастырскую школу включили в областную программу, и здание удалось отстоять, провести ремонт.

Хотелось бы отметить, что музей на базе школы в Ильинском погосте, который я упоминал, создал ее бывший директор Юрий Александрович Карякин. Он также организовал сильное краеведческое сообщество, посвященное истории Гуслицкого края. Краеведы Егорьевского, Воскресенского и Орехово-Зуевского районов, в числе которых был и я, с 2010 года принимали участие в издании «Гуслицкого альманаха». К сожалению, в 2020 году Юрий Александрович скончался. Альманах сейчас находится на грани закрытия, но, будем надеяться, что появятся люди, единомышленники, и мы все-таки сохраним это замечательное краеведческое издание.