Олег Диденко: «Металл – благородный материал, прощает любые ошибки»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня, личный архив Олега Диденко

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня, личный архив Олега Диденко]

Кузнечный мастер из Дубны Олег Диденко создал рядом со своим домом необычное арт-пространство, которое за несколько лет успело стать узнаваемой городской достопримечательностью. На карте Дубны причудливые железные скульптуры можно найти, вбив в поиск словосочетание «Джаз-бэнд». Олег Александрович по профессии инженер-строитель, а кузнечным ремеслом увлекся в качестве хобби. Среди железных скульптур мастера можно увидеть пиратский фрегат, черепаху Тортиллу, семейство колобков, кота Леопольда и других персонажей. Изюминкой коллекции является ретро-автомобиль «Запорожец», украшенный художественной ковкой.

– Олег Александрович, ваша профессия как-то связана с кузнечным ремеслом?

– По профессии я инженер-строитель. Почти всю сознательную жизнь провел на Крайнем Севере, на Ямале. Моя жена родом из Дубны, и в 1996 году я построил здесь дом для семьи, а сам еще десять лет проработал на севере. Работал в Ноябрьске, Тарко-Сале, Уренгое, Харампуре, строил вахтовые поселки. Харампур – это хантыйская деревня, где расположено харампурское месторождение. В 2006 году выработал северный стаж и переехал в Дубну на постоянное жительство.

– Как давно увлеклись ковкой?

– Лет восемь назад. Сначала сделал кованый навес, двери, забор, качели, стол и лавки во дворе. Потом втянулся в дело, появились более творческие вещи. Поставил во дворе кота Леопольда с удочкой, а рядом посадил кованых мышей. Одну из первых композиций смастерил из двух старых мясорубок. Они перемалывают цепи, а в итоге получаются железные розы.

На улице рядом с забором можно увидеть пушки, пиратский фрегат на двух якорях, сундук с сокровищами. Есть здесь аквариум с рыбками, морскими коньками и водорослями. На дереве сидит железный кот и русалка на золотой цепи. На заборе кованые львы, мостик с речкой, сказочные птицы. Особенно нравятся людям мотоцикл и «Запорожец», украшенные ажурной ковкой. Недавно я купил еще мотороллер 1950-х годов, и теперь в планах сделать его в таком же стиле.

Отмечу, что художественных навыков у меня нет, рисованию я не учился. В металле я знаю, как и где загнуть деталь, чтобы получились, например, львы, но дайте мне ручку с карандашом, и я этих же львов не изображу.

– Расскажите о кованом «Запорожце». Как пришла идея сделать этот арт-объект?

– Первым моим опытом такого рода было украшение мотоцикла. Потом пришел черед автомобиля. У жены есть машина «Жук», и сын как-то прислал фото похожего «Жука», кузов которого умельцы из Хорватии отобразили в художественной ковке. Сын смеха ради предложил мне попробовать украсить таким же образом и нашего «Жука». Я, конечно, понимал, что жена свою машину для подобных экспериментов не отдаст, но в принципе сама идея мне понравилась.

Я купил старый горбатый «Запорожец» ЗАЗ-965, который внешне напоминает зарубежный «Жук». С ним было много предварительной работы: пескоструил, переваривал детали. Потом за несколько месяцев украсил кузов сплошным кованым орнаментом. Готовил узор сначала в виде прямых заготовок в кузне, а сам загиб делал по контуру кузова. Например, дверную панель я сначала замерил, выложил на плоскости, а подгибал уже на месте.

Главное отличие хорватского кованого «Жука» от моего «Запорожца» в том, что у них машина открыта и прозрачна. Мне не сложно было бы так же убрать панели и оставить только один металлический ажур, но такой вариант не подходит под наш климат. Особенно это ощутимо в нынешнюю снежную зиму. Еще одно отличие: салон и сиденья моего «Запорожца» тоже выполнены узорной ковкой.

У «Запорожца» есть солнечные батареи, и вечером его фары светятся. Также подсвечивается рояль в композиции «Джаз-бэнд». Сейчас, правда, из-за снега подсветка временно не работает.

– Что вдохновило вас на создание композиции «Джаз-бэнд»?

– Когда сын учился в Москве, привез мне причудливой формы железки, чтобы я сделал из них что-нибудь красивое. Какое-то время они лежали и ждали своего часа. Потом я работал в Оренбурге начальником участка, и фирма, с которой мы сотрудничали, установила там арт-объект «Оркестр уличных фонарей». Я вспомнил про эту композицию в Оренбурге и решил повторить у себя, но в меньшем размере и в своем прочтении. Когда устанавливал фигуры трубача, флейтиста и других музыкантов, специально оставил место под рояль: он шел у меня заключительным этапом. Теперь, думаю еще поставить певицу с микрофоном.

– У вас есть какая-то общая идея для всех фигур?

– Общей идеи нет. Делаю то, что в голову пришло, чем вдохновился и что понравилось. Самое сложное для меня делать то, к чему руки не лежат. Для работы нужно вдохновение. Это не мой заработок, поэтому работаю в кузне с перерывами, когда приходит желание.

– Хотели бы регулярно проводить мастер-классы по ковке?

– У нас с женой есть правило: на годовщину свадьбы мы садимся в машину и едем в небольшое путешествие. В одну из таких поездок мы были в Туле, и купили билеты на мастер-класс кузнечного ремесла. Я стал задавать вопросы кузнецам, показал фотографии своих изделий. Местный кузнец, посмотрев на мои фото, вернул билеты и деньги и сказал: «Лучше мы к вам приедем на мастер-класс».

Так что сам проводить мастер-классы я мог бы, но не хватает свободного времени. Я работаю инженером на стройке, у меня много объектов, где я осуществляю технический контроль. Кстати, одна из причин, почему я занялся ковкой – это нервная работа. После трудного дня, чтобы не срываться на домашних, я взял за правило сперва идти в кузню, брать в руки молот, помолотить, дух спустить, и в итоге дома все спокойно: лад и тишина. Ремесло действительно помогает найти выход отрицательной энергии.

– Вы предпочитаете работать с металлом или также с другими материалами?

– Я увлекаюсь и деревом, например, делал кухню, ванную, дубовые слэбы со смолой, но все-таки мне больше нравится металл. Металл – это очень благородный материал, он прощает любые ошибки. Если неправильно отрезал дерево, то изделие испорчено, а в работе с металлом можно все исправить: приварить, наставить, склепать.

– Используете ли в творчестве металлолом?

– Металлолом беру только в редких случаях, потому что люди сдают, как правило, ржавые, изогнутые и кривые трубки. Делать из такого малопригодного прутка вензель мне невыгодно: больше отдам за газ, чем сэкономлю на металле. Кроме того, мне необходима ровная фактура, а после покраски металла сразу проявляются все изъяны. Поэтому металлолом, как правило, использую, только если попадется что-то интересное.

Например, из металлолома сделана композиция «Колобки». Папа с дочкой сидят на лавочке, а ее кавалер стоит на одном колене и делает предложение. В основе колобков трубные заглушки, которые я нашел среди металлолома. Ребята из приема металла знают о моем увлечении и иногда звонят, предлагают забрать, если попадется какой-то интересный материал.

– Вы покрываете изделия краской?

– Да, это специальная кузнечная краска. В этом вопросе я уже практически стал специалистом: знаю, какую патину подобрать. Когда делаешь лозу и покрываешь ее патиной, она играет, подчеркивая фактуру материала. Патина бывает разная: «античная бронза», «медь», «лаванда» и другие. Я подбираю разные комбинации цветов.

– Дорого ли обходится такое увлечение?

– Да, особенно последнее время, когда делал «Запорожец». Раньше пруток брал по тридцать рублей килограмм, а сейчас – по сто двадцать. С газом ситуация еще сложнее. Вроде обещали, что высокая цена – это временное явление. В кузнечном деле нужен кислород и пропан – без газа с металлом ничего не сделаешь.

Я ставлю фигуры крепко, они защищены от вандализма. Осознаю, что дети будут пытаться залезать на них, поэтому креплю основательно, чтобы ничего не отломилось, не упало. По этой же причине не делаю подвижных динамических конструкций. У меня только статика, чтобы никто случайно не поранился.

– Ваш дом стал популярным местом. Не жалеете, что теперь столько внимания?

– Внимания много, но мне приятно, что люди приходят и любуются моим творчеством. Иногда целый туристический автобус останавливается, и экскурсанты идут осматривать фигуры. Не так давно приводили детей из садика. Показывал им горн, молот, наковальню, рассказывал о кузнечном ремесле. В конце подарил каждому по клепке – дети были в восторге. Местные стали узнавать: приходишь в магазин, и люди уже спрашивают, что нового сделал, что можно еще посмотреть.

– Есть ли еще место на улице для новых экспонатов?

– В принципе есть. Сосед говорит, чтобы я и на его сторону переходил – он не против. Жена, правда, сейчас переориентировала меня на кованую мебель в доме. Делаю пока для нее в котельной полки, вешалки и тому подобное. Жена говорит: «Хватит выкидывать деньги на улицу, пора вкидывать в дом». Тем не менее, планирую ставить новые экспонаты и на улице.