Виктор Карпушин: «Правду жизни поэт пишет сообразно со своим настроем души»

Герои Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Виктор Викторович Карпушин – поэт из Балашихи, член Союза писателей России с 1995 года. Автор пяти поэтических сборников: «Таможенный досмотр», «Осенние сумерки», «Странник», «Береста» и «Метели городу к лицу». Печатался в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Смена», «Литературная газета», «Наш современник» и других. Виктор Карпушин является автором слов неофициального гимна города Балашиха, которому в следующем году исполнится двадцать пять лет. Весной 2022 года патриотические стихи балашихинского поэта были опубликованы в сборниках, посвященных участникам Специальной военной операции.

– Виктор Викторович, каков был ваш путь в литературу?

– Я родился в Балашихе, окончил здесь школу, потом поступил в Первый Московский мединститут им. И. М. Сеченова. Стихи писал уже в старших классах. Моя первая публикация была в 1973 году в газете «Знамя Коммунизма», которая сейчас называется «Факт».

Я закончил фармацевтический факультет и честно отработал положенные три года в аптеке. Затем перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны. Там я работал довольно долго, но в 1995 году волею судеб меня пригласили на городское радио. Через наш радиоузел шло проводное вещание на Балашиху, Железнодорожный, Реутов и окрестные деревни.

Я работал сначала на одном радио, потом перешел на другое. Ведь в городе было несколько радиостанций: «Радио-информ», «Берег надежды». Позже, когда началась глобальная реформа в Балашихинском информационном агентстве, при газете «Факт» открыли отдел радиовещания. С 2009 по 2014 годы я работал уже там, а потом ушел на пенсию.

Литинститут я не заканчивал, но мне посчастливилось познакомиться со многими талантливыми авторами, в том числе с замечательным русским поэтом Николаем Федоровичем Дмитриевым, именем которого названа теперь одна из улиц в Балашихе и библиотека семейного чтения.

– Николай Федорович тоже был уроженцем Балашихи?

– Нет, Николай Дмитриев был родом из Рузского района. Мы почти ровесники: он родился в 1953 году, а я – в 1954. Однако в то время, когда я только начинал писать, Дмитриев был уже довольно известным поэтом, лауреатом премии Ленинского комсомола. В Балашихе от Союза писателей ему выделили квартиру, и до 2002 года он жил здесь. Некоторое время Николай Дмитриев работал учителем русского языка и литературы в школе №25, поскольку после 1991 года литературные заработки закончились.

У нас в Балашихе было литобъединение, которое называлось «Метафора». Мы занимались с начинающими прозаиками и поэтами в ДК «Машиностроитель» в Балашихе, и Николай Дмитриев туда приходил. В те времена по всему Советскому Союзу были литобъединения, где занимались профессиональные литераторы. За литературные выступления платились гонорары, а книжки поэтов издавали государственные издательства. Из большого объема пишущих людей, может быть, из ста, один человек добивался того, что становился профессиональным писателем: поэтом, прозаиком или драматургом.

После 1991 года начался другой период истории. Советский Союз развалился, и Союз писателей тоже распался на множество кусочков. Сейчас пальцев двух рук не хватит сосчитать, сколько у нас в стране союзов писателей. Но в Союз писателей, в который я вступил в 1995 году, тогда было попасть не так просто. Нужны были три рекомендации от признанных поэтов. Николай Дмитриев стал как раз одним из этих трех человек.

Также мне дали рекомендации поэты из Балашихи и Железнодорожного Леонид Чашечников и Анатолий Брагин. С этими рекомендациями я поехал в Союз писателей в Москву в «Дом Ростовых» на Поварской улице, который тогда еще возглавлял Сергей Михалков. Мне выдали членский билет еще старого образца с орденом Ленина.

Потом билет поменяли на более простой, а в 2001 году мне дали удостоверение, что я член Московской городской организации Союза писателей России. Балашиха – это никак не город Москва, но в то время не было московской областной организации СП России, поэтому я числюсь в московской городской.

– Тогда же вышел ваш первый сборник стихов?

– Чуть раньше – в 1991 году. Руководитель нашей литературной студии Борис Александрович Коршунов помог мне издать первую книжку, которая называется «Таможенный досмотр». Тогда она продавалась по рублю, и люди покупали. Она вышла тиражом в тысячу экземпляров, но, по крайней мере, не пришлось издавать за свой счет.

Сейчас все по-другому: желающие издают книги за свои деньги, что, увы, никак не говорит о качестве выходящей продукции. Стало много членов Союза писателей, а настоящих писателей – мало. Свою роль сыграли социальные сети. Раньше в лучшем случае тебя напечатают в школьной стенгазете, а теперь можно набрать себе подписчиков.

Я сам, можно сказать, случайно зарегистрировался Вконтакте, и собрал около 5500 подписчиков. Но мне от этого ни жарко, ни холодно. Я за подписчиками не гонюсь, раскруткой не занимаюсь. Я вообще плохо в этом разбираюсь, смартфон появился у меня недавно. Я живу еще прошлыми временами.

Навскидку вспомню 1987 год. Тогда отмечалось 150 лет со дня гибели Пушкина, и издательство «Молодая Гвардия» готовило сборник памяти Александра Сергеевича. В этот сборник взяли четыре моих стихотворения. Помню, когда я приехал на Новослободскую в бухгалтерию «Молодой гвардии», был приятно удивлен, когда в строчке напротив своей фамилии увидел цифру – 175 рублей. Во ВНИИПО, будучи инженером, я получал примерно столько же. А ведь там были цифры и 800 и 900 рублей, в зависимости от того, сколько стихов автора вошло в этот сборник.

Тогда я понял, как хорошо быть профессиональным поэтом. Увы, эта пора очень быстро закончилась. С девяностых годов всплыла вся эта «пена». Каждый второй стал издавать свои книжки, выступать. Я с этими господами не связываюсь – себе дороже. Время всех расставит.

Возвращаясь в настоящее, расскажу о двух моих последних книжках. В издании сборников «Береста» и «Таможенный досмотр» помог генеральный директор АО «345 Механический завод» Р. М. Гатауллин. Сборник «Береста» я презентовал в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Щелковском шоссе в Балашихе. К сожалению, тираж совсем небольшой: всего триста экземпляров. А последнюю книгу и вовсе пришлось издать тиражом сто экземпляров.

С тех пор накопилось много нового материала, но реализовать поэтическую продукцию сейчас крайне трудно. В наше время вообще книжная отрасль не на высоте. Мои последние публикации есть в сетевом журнале «Камертон». Там большая подборка летних стихов.

Когда началась специальная военная операция на Украине, Союз писателей России, тот, что на Комсомольском проспекте, отозвался самым первым. В организации Росавтодор, которая строит дороги по России, люди неравнодушные, и средства у них есть. Они относятся с пониманием к тому, что было, что происходит сейчас, и что будет. Они дали денег, и буквально недели за две Союз писателей России выпустил сборник «Стихи из огня».

Стихи эти у меня сами выплеснулись, я специально к сборнику их не готовил. Председатель совета по поэзии Союза писателей России Виктор Кирюшин сам потом выбрал их на моей странице. В итоге они издали три сборника, в двух из которых имеются мои стихи.

Кроме того, уже издали более объемную антологию современной патриотической поэзии «ПоZыVной – Победа!». Книга издана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив тиражом 35000 экземпляров. Кроме стихов, там опубликованы прекрасные карандашные рисунки, сделанные прямо в окопах. Люди выступают в госпиталях, в том числе в Подольске, у нас в Балашихе при дивизии Дзержинского. Они ездят выступать перед бойцами в ЛНР и ДНР и дарят эти книги, под обстрелами раздают гуманитарную помощь. Ну а я помогаю, чем могу – поэтическим словом хочу поддержать наших бойцов, потому что, как я полагаю, это долг настоящего поэта.

Я себя считаю настоящим поэтом. Тем более мне такие уважаемые люди давали рекомендации в свое время. Да и сейчас можно посмотреть, кто и как пишет о моем творчестве. Например, современный поэт, преподаватель Литинститута Сергей Арутюнов в издании Правчтение (Православное чтение) про меня написал большую врезку и дал подборку зимних стихов, связанных с Рождеством, Крещением. Там вся правда жизни и есть, а главную правду жизни поэт пишет сообразно со своим настроем души.

– После школы не пробовали поступать в Литературный институт?

– Я закончил школу в 1971 году, и даже не знал, что для поступления в литинститут нужно сначала подготовить стихотворную подборку, пройти творческий конкурс. И не просто подготовить стихотворную подборку, а напечатать ее на пишущей машинке. В 1971 году достать пишущую машинку – это все равно, что достать джинсы и жвачку. Об этом очень хорошо написано у Юрия Михайловича Полякова в повести «Как я был поэтом».

Так что Литинститут я не закончил, но на Высших литературных курсах при Литинституте на двух-трех занятиях я был, и видел легендарного поэта Юрия Поликарповича Кузнецова. Этот институт находится до сих пор на Тверском бульваре в доме Герцена.

Многие люди идут туда, потому что хотят научиться писать, хотя большая часть пишущего населения считает, что они могут обойтись и без этого. Есть тип людей, которые вышли на пенсию, и вдруг, как метко кто-то написал в социальных сетях, на него или на нее «спикировала» муза.

Иногда так сильно спикировала, что издают по 26 сборников. Это тот случай, когда количество не переходит в качество – просто они Маркса не читали. А ведь поэт Дмитрий Кедрин издал всего один сборник при жизни. И те, кто разбирается в поэзии, прекрасно знают его поэму «Зодчие».

У всех теперь есть корочки членов союзов писателей. В один союз не примут, так идут другой. Как я уже говорил, их теперь множество: Союз писателей России, Союз российских писателей, Российский союз писателей, Союз писателей Москвы, Союз литераторов – всех и не перечислишь.

Надеюсь, что упорядочение здесь будет, и известный писатель Сергей Шаргунов как раз в числе людей, которые взялись за это дело профессионально. Была создана так называемая АСПИ – Ассоциация писателей и издателей. Туда вошли Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга и Книжная палата. Вот это сильная пятерка, а все остальное – это дым и тлен.

АСПИ работают с молодежью, проводят творческие семинары в Комарово, в Екатеринбурге, в Тавриде, проводят Шукшинские чтения. На выходе может появиться что-то настоящее. Те, кто хотят чего-то достичь, достигают, а те, кто хочет 26 изданных сборников – Бог им судья. За свои деньги можно издать, что угодно, но возникает вопрос: а дальше что?

– На ваш взгляд, чтобы стать писателем, нужно получать специальное литературное образование?

– Я считаю, что образование нужно, потому что если ты, например, слесарь-сантехник и не отличаешь метрическую резьбу от дюймовой, то какой же ты профессионал? Так и здесь: ты не поэт, если не знаешь азов стихосложения. В детских школах искусств преподают и сольфеджио, и нотную грамоту. Конечно, нужно уметь отличать ямб от хорея, чтобы потом уже выйти на свою линию, и уже занимать хотя бы маленькую, но свою нишу.

Можно вспомнить известное стихотворение Баратынского о том, чем отмечена муза поэта. А эпигонов Бродского, Есенина великое множество. Конечно, профессиональное образование никогда не помешает, но, вместе с тем, всегда нужно идти своей дорогой, знать, чего ты хочешь. Из стихов видно, в чьем направлении идет автор. Вот корабль идет, а ты в кильватерной колонне. Все равно за кем-то великим идешь, хотя нужно немножко и отклоняться, искать свое.

– Вы сами в каком направлении идете?

– Все ясно: Серебряный век, Блок, Цветаева, Анна Андреевна Ахматова. «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Поэтому и стихи такие.

– Авторство народного гимна Балашихи считаете своим достижением?

– Это только эпизод в моей творческой биографии, хотя песня звучит до сих пор, особенно на День города. Это был социальный заказ. Когда я работал на радио «Берег надежды», главному редактору пришла мысль, что нужно сочинить гимн города. Композитор Владимир Евзеров из Москвы написал музыку, а мне дали готовую фонограмму. За один вечер я сочинил текст. Его только в одном месте подправили. Вместо строчки «запах фабричного дыма» в окончательном варианте осталось «стаи, летящие мимо». Получилось неплохо, но жаль, что после написания гимна города поэта никак не отметили.

А своим достижением я считаю участие в коллективных сборниках стихов, посвященных событиям Специальной военной операции. Я сам не был под обстрелами и не видел, как прилетают снаряды. Но это и необязательно – каждому свое. Кто-то поехал на передовую и делает большое дело, а иные «пугалкины» испужались. Стало ясно, кто есть кто.