Владислав Суровегин: «Туманы в Фофаново шепнули, какой стиль избрать»

Герои Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Владислав Суровегин – создатель керамической мастерской Rustic Fog из деревни Фофаново городского округа Коломна. На мысль заняться керамическим ремеслом художника натолкнула необыкновенная красота долины подмосковной речки Любинки. Около десяти лет назад Владислав приобрел здесь участок пасеки на окраине деревни, а впоследствии переоборудовал бывший домик пчеловода в свою мастерскую. Рустикальность, деревенский туман, камни и раковины древнего океана – это отличительные черты изделий Владислава Суровегина.

– Владислав, каков был ваш путь к керамике?

– По специальности я художник-текстильщик. Обучался художественному оформлению ткани и трикотажа в Ивановском химтехе. Все время рисовал, занимался творчеством. После учебы меня распределили на Озерский текстильный комбинат, на котором проработал пятнадцать лет вплоть до его закрытия.

Во время работы познакомился с ребятами, которые занимались керамикой, расписывали фарфор под Гжель. Тогда я немного «прислонился» к этому ремеслу, начал осваивать азы. Когда комбинат закрылся, мои занятия керамикой прервались, я переехал в Москву. Пригласили рисовать иллюстрации в журнал. Следующие пять лет проработал в офисе, но все время мечтал вырваться из города на природу.

Еще во время работы в Москве мы купили участок в деревне Фофаново. Когда стали обживаться, ходить по окрестностям, часто находили какие-то черепки, обломки керамики, камни в речке с отпечатками древних ракушек – следы бывшего здесь океана. Судя по всему, мастера занимались керамикой в этих местах испокон веков. Рядом с соседней деревней Храброво есть овражек, где бьет родник. Там все усеяно черепками посуды. Может быть, когда-то в этом месте была мастерская.

Все располагало к тому, чтобы заняться керамикой. Сарай под мастерскую имелся, друг помог сделать первую печку для обжига. Где-то в 2014 году я уже заявил о себе, сделал свой сайт.

– Почему выбрали название Rustic Fog? Как пришло понимание собственного стиля?

– Fog – это по-английски «туман», а в Фофаново шикарные туманы. Они будто и шепнули, какое название выбрать. Рядом с мастерской протекает речка Любинка, и после дождей по округе льются туманы, заволакивают сосны. По моей керамике все это читается. На посуде можно увидеть и деревца, и туман. Камни с отпечатками морских раковин, которые я здесь нахожу, также перевожу на глину. Вот и весь стиль. Так что ничего придумывать не пришлось, местная природа все подсказала сама.

Rustic – потому что в основе стиля лежит природность, рустикальность. Мне также близка японская философия ваби-саби – красота в несовершенстве. Это более широкое понятие, чем художественный стиль. Повесьте старую крышку от сундука на стену, и такая вещь тоже будет в русле ваби-саби. Суть в том, чтобы не выкинуть на помойку, а увидеть в ней красоту и найти для нее правильное место в интерьере.

Грубая, без изысков посуда – это тоже ваби-саби. Хотя в моей посуде все-таки больше декоративности. Ваби-саби в строгом смысле предполагает простоту и функциональность, а я вкладываю пусть грубый, но декор.

– Почему выбрали деревню именно в Озерском районе?

– Специально мы не выбирали, к этому подтолкнул ряд случайностей. У моего друга, который занимался керамикой в Озерах, был приятель с дачей в нашей деревне. Мы как-то помогали ему перевезти сюда холодильник. Так я первый раз увидел Фофаново. Мы погуляли по округе, грибы поискали.

Спустя десять лет я попал сюда уже по другому случаю. В Москве я познакомился с Александром Метелкиным, у которого тоже неподалеку дача – в Бутьково. Одна из причин, как мы оказались в Фофаново – это долгие беседы с ним. Он пригласил меня к себе как-то весной, провел пешком по живописным местам по всей Любинке. Прошлись по здешним лесам, лугам, склонам, и вновь свернули в Фофаново.

Примерно через год Александр позвонил мне, и сказал, что в Фофаново продается участок. Я приехал, посмотрел землю, сел под черемухой и понял – это то, что надо! Больше ничего искать не стал. Первое время у нас были глобальные проекты создания в Фофаново некоего экопоселения. Даже планировали строить саманный дом по модной сейчас технологии из глины и соломы. В итоге саманное жилище строить не стали, но друзья Александра помогли расширить нынешний дом.

Изначально здесь были только сарай и маленький летний домик размером три на четыре метра на земляном полу. Прежний владелец в Фофаново не жил. У него был дом в Клишино, а здесь он только держал пасеку и сажал огород. Не было ни электричества, ни воды, ни дороги. Сейчас уже щебенку от Емельяновки насыпали, так что, надеемся, что к нам будет хороший подъезд.

– Как вы обучались керамике?

– Пошел от простого, не стал заморачиваться со сложными глазурями и разнообразием цветов. Взял самую простую шамотную глину и один черный цвет. То есть пошел от земли, от камней. Я и сейчас добавляю мало цвета, и в основном природные цвета. У меня плохо получается, когда начинаю что-то делать ярче и красивее.

В основном я использую в качестве материала шамот – глину, в которую добавляется крошка обожженной керамики. Шамот дает нужный мне эффект. Это фактурный материал, который придает изделию зернистость и неоднородность.

– Можно ли сказать, что освоить ремесло помогло художественное образование?

– Думаю, да. Когда люди без художественного образования приходят на мастер-классы, чувствуется, что не знают, с какой стороны подойти к глине. Мне, наверное, проще. Когда беру камень, сразу вижу, в чем его прелесть, и как ее выразить в керамике. Просто копировать камень не получится – уйдешь не туда.

– Предпочитаете гончарный круг или ручную лепку?

– Гончарный круг у меня есть, но я с ним не подружился. Сначала я вдохновился гончаркой, посмотрев, как красиво работают мастера на круге. Однако этот процесс прекрасен, когда ты лет сорок «гонял» пиалки одинакового размера на поток. Если набил руку, то в конце жизни можешь эффектно и быстро скрутить прекрасную вазу.

Я целое лето практиковался на гончарном круге, но в итоге он меня утомил. Во-первых, люблю работать в тишине, а не под шум механики. Во-вторых, круг заставляет подстраиваться под себя. Ведь круг был придуман людьми для тиражирования изделий, для потока. В ручной лепке больше гармонии. Ты идешь не за гончарным кругом, а за собой и своим сердцем. Больше работает связка «рука-сердце».

– У вас утилитарные вещи или декоративные?

– Все функциональное: блюда, тарелки, вазочки, чашки кофейные и чайные. Использую обжиг в тысячу двести градусов и так называемые пищевые глазури. Раньше люди в деревнях обычно занимались или земледелием или каким-то ремеслом. Кто-то шил ботинки, кто-то самовары паял, а кто-то делал посуду. Есть мысли заняться декоративной скульптурой, периодически какие-то образы рождаются, но пока я с этим не спешу. Может быть, потому что текущие заказы не дают времени хорошенько погрузиться в эту тему.

– Вы проводите мастер-классы в Фофаново?

– Почти сразу люди стали проситься на мастер-классы. Я еще только-только сам научился что-то делать, стен в мастерской не было, но гости уже приезжали сюда. Какое-то время я снимал в Москве мастерскую на Павелецкой, скооперировался с одной художницей. Она занималась живописью, а я – керамикой. Мы объединили свои усилия, и назвались арт-клуб «День». Сделали сайт, выложили работы в сетях, и народ пошел.

Когда мастерская располагалась в Москве, можно сказать, что мастер-классы были на первом месте, даже не хватало времени заниматься чем-то своим. Сейчас, наоборот, мастер-классов мало. Из-за пандемии я приостановил эту тему и пока еще не включился. Специально не зазываю на мастер-классы, но принимаю тех, кто сам попросит об этом.

Места у нас хорошие: рядом Озеры, Зарайск, Коломна. Думаю, когда сделают дорогу к деревне, и людей будет больше. Здесь можно и просто погулять на природе. За лесом находится дачный поселок, откуда часто приходят дачники. Сидя в мастерской, часто приходится слышать восхищенные голоса: «Вот это да! Здесь какая-то сказка!» Раньше было еще интересней: коровы и козы паслись. Была полная идиллия.

– В перспективе хотели бы жить в деревне и зимой?

– Да. Летнего заряда в Москве мне хватает максимум до Нового года, а дальше идет спад: жду весны, чтобы скорее перебраться в деревню. Я родился и рос в маленьких городках в Ивановской и Владимирской областях. Жил в квартирах в пятиэтажках, но вокруг был лес, поэтому все время проводил на природе, а домой возвращался только спать. В Озерах, где я прожил пятнадцать лет, то же самое: вроде бы живешь в «хрущевке», но рядом лес, река, озеро. В мегаполисе все по-иному: поднимаешься на шестнадцатый этаж, посмотришь в окно – сплошной бетон.

Работать на себя и в своей мастерской мне проще. Сидя в офисе, постепенно «жиреешь», хамоватым становишься. Какая-то внутренняя злость накипает, потому что такой образ жизни противоречит природе. В чем-то работа в офисе может показаться проще, ведь в своем деле приходится, как волк, бегать искать «добычу». Но, по сути, это выражается в том, чтобы не забывать делать посты в соцсетях, напоминать о себе, выкладывать вовремя новые изделия.

Параллельно с керамикой в деревне мы начали вести свое хозяйство. В первый пандемийный год мы заехали ранней весной, и перепахали большой участок в десять соток. Решили засадить все овощами, так как не знали, когда пандемия закончится, и выпустят ли вообще когда-нибудь. В итоге у нас был урожай в избытке, так что пришлось строить погреб.

Иногда приходят мысли расширить мастерскую, но пока от них отказываюсь. Это будет уже не ремесло, а производство, то есть опять какая-то гонка, команда, аренда помещения. В нынешнем формате работается и плодотворнее и спокойнее.