личный кабинет
Мобильные приложения
25 сентября 2018 00:15:29
Герои Подмосковья

Вячеслав Хрипко: «Мемориал – это не обязательно стометровая стела»

11:17, 27 июня 2018

Вячеслав Хрипко – исполнитель авторской песни, краевед и староста деревни Голубино Домодедовского городского округа. Вячеслав изучает историю исчезнувшего погоста Выдра, который располагался недалеко от Голубино. Здесь находился каменный храм Рождества Богородицы и кладбище, где упокоилось около пяти тысяч окрестных жителей. Ничего не осталось от храма и кладбища. Лишь необычное надгробие помещика А.В. Семенова чудом сохранилось на пустыре. В планах краеведа создать на погосте Выдра мемориал под открытым небом. О том, что это будет за мемориал, читайте в интервью.

– Расскажите, как вы стали краеведом?

– Мы снимали дачу в деревне Голубино, а потом купили землю и построили дом. Нужно было завершить оформление документов, и я поехал в Домодедово к нотариусу. Получилось так, что бумаги пришлось ждать три часа. К счастью, недалеко от конторы находился краеведческий музей, куда я давно хотел попасть. Я зашел в музей и как Остап Бендер уверенно зашагал мимо билетерши. Она догнала меня, но я не растерялся и потребовал директора. Вышла другая сотрудница музея, которой я заявил, что интересуюсь историей деревни Голубино. Через три минуты она вынесла копии страниц из книги Геннадия Федоровича Гарина «К истории домодедовских поселений» с рассказом о нашей деревне.

Меня поразил возраст деревни. Я прочитал, что Голубино впервые упоминалось в документах 1613 года. В 2013 году поселению исполнялось ровно четыреста лет. Захотелось поделиться открытием с другими, поэтому я растиражировал этот очерк о Голубино и стал раздавать по деревне и округе. Во время очередной передачи «прокламаций», один из жителей соседней деревни Косино вспомнил, что в Голубино ходит по рукам старинная летопись погоста Выдра.

– Что это была за летопись?

– Ее написал священник Богородице-Рождественской церкви погоста Выдра Николай Любимов в 1906 году. Она охватывала историю прихода с 1628 по 1904 годы. Когда храм закрывали, чекисты отбирали и описывали церковное имущество. Если им попадались хорошие книги, то передавали в библиотеку. Так «Летописные заметки» попали в библиотеку Голубино, но всплыли они намного позже.

В начале 1970-х годов сын голубинского библиотекаря Александры Федоровны Артемовой Геннадий нашел дома старую книгу и решил показать своему другу Игорю. Необычные буквы, слог и старина привлекли внимание ребят. Книга, видимо, валялась в погребе: она была почерневшей, рваной, много страниц отсутствовало. Спустя годы старая книга попала в руки младшему брату Игоря Александру Алексеевичу Кузнецову. Он первым осознал, какую ценность для истории села представляла эта летопись. На титульном листе значилось издательство Троице-Сергиевой лавры, поэтому Александр Алексеевич специально поехал в Сергиев Посад в надежде восстановить утраченные страницы тетради. В библиотеке Духовной академии нашелся лаврский экземпляр летописи. Кузнецов сделал с него копию, хотя и плохого качества из-за сломанного принтера.

Когда я познакомился с Александром Алексеевичем, оригинал летописи уже пропал, а оставалась только копия. Я запросил в Троице-Сергиевой лавре оцифрованный вариант «Летописных заметок» хорошего качества. Потом я нашел еще третий экземпляр книги в Библиотеке имени Ленина в Москве. Мне было важно подержать книгу в руках и проверить, все ли страницы отсканировали в цифровом варианте или какие-то потерялись при копировании. Электронный экземпляр из Троице-Сергиевой лавры я растиражировал, чтобы опять-таки раздать жителям Голубина и интересующимся. Я напечатал на принтере около двухсот брошюр.

Сначала распечатал толстую книгу, куда помимо «Летописных заметок» Любимова поместил дополнительную информацию. К сожалению, пружина плохо держит больше пятидесяти листов, поэтому я остановился на кратком варианте с одной летописью. В идеале хотелось бы собрать все исторические материалы о Голубине, в том числе и то, что удалось найти позже в архивах, в одном переплете и издать в нормальном виде. Получился бы сборник, который охватывал бы больший временной период.

Судьбу автора летописи отца Николая Любимова я еще не выяснил до конца. Он стал священником в Богородице-Рождественской церкви в 1895 году. Последний раз Любимов упоминался в документах 1916 года как депутат от погоста Выдра на совещании духовенства Московской епархии. В 1920 году по клировым ведомостям на погосте уже значился другой священник. Любимов много хорошего сделал для местных жителей. Он открыл школы в Голубино и деревне Ступино, а третью построили в селе Ильинское под его присмотром.

– Расскажите о судьбе церкви на погосте Выдра, где служил Николай Любимов.

– Богородице-Рождественскую церковь закрыли в 1930-е годы. Ее не взорвали, а разобрали на стройматериалы. В течение нескольких лет с 1937 до 1941 церковь растаскивали по камню. Старожилы вспоминали, что в 1946 году на месте храма уже лежали только груды битого кирпича. Остались еще старики, которые помнят храм детьми, но им уже за восемьдесят.

На месте церкви теперь стоят столбы электропередачи. Приезжали ребята из отряда «Исток» и щупами мерили периметр. Нашли фундамент крыльца, ограды, сарая и других каменных построек.

Удалось найти две фотографии Богородице-Рождественского храма у жителей Голубино. Сохранилась одна маленькая неясная фотография в семье Артемовых. На ней мужчина с двумя детьми стоит на фоне храма. На обратной стороне подписано, что снимок сделали в августе 1929 года.

Позже я нашел вторую фотографию церкви. Я попросил внука бывшего волостного старосты показать старые семейные альбомы. Как и все, у кого просил посмотреть фотографии, он согласился неохотно. Он был уверен, что там нет ничего интересного. Однако когда мы открыли альбом, на третьем листе в углу нашлась маленькая фотография нашей церкви. Снимок сделали, скорее всего, в 1935 году, потому что храм выглядел заброшенным и стоял без колоколов. Вряд ли мы найдем еще какие-то фотографии. Я уже всех опросил: у одних старые снимки сгорели, а у других украли дачники, которым сдавали дом на лето.

Первое упоминание деревянной церкви на погосте Выдра относится к XVII веку. В 1711-12 годах прихожане построили вместо нее новую деревянную церковь. Деревнями Ступино, Мансурово и Голубино в начале XIX века владела надворная советница Наталья Федоровна Семенова. Она начала строить каменную церковь, но не дожила до завершения дела. После смерти помещицы хозяином в имении стал ее сын Алексей Васильевич Семенов. При нем храм достроили и освятили в 1815 году.

– На погосте сохранилось надгробие помещика Семенова. Кем он был?

– Да, это единственное надгробие, которое осталось от бывшего кладбища. К сожалению, каменное надгробие – это подходящий строительный материал, поэтому все старые плиты растащили в советские годы. Камень Семенова остался, потому что в хозяйстве не годился. Семенов умер осенью 1864 года, а через полтора месяца умерла его жена Дарья Федоровна. Она происходила из известного рода Львовых. Ее родственник Алексей Федорович Львов написал музыку к гимну «Боже, Царя храни». Этот камень стоял над могилой супругов в несохранившемся семейном склепе. Самого Семенова называли «декабристом без декабря». После разгрома восстания его арестовали, но позже оправдали. Несмотря на опалу, Семенову удалось сделать карьеру: он был военным губернатором в Ставрополье, а потом сенатором в Петербурге.

Выйдя в отставку, Семенов вернулся в Голубино. Это случилось вскоре после отмены крепостного права. Первое время после реформы крестьяне оставались временнообязанными и должны были выкупить землю у помещика. Это было что-то вроде ипотеки. Голубинские крестьяне землю взяли, но ничего платить не стали. Алексей Васильевич Семенов обратился в суд, чтобы взыскать деньги с крестьян. Приехали судебные приставы и дали хлебопашцам срок в три дня, чтобы те оплатили долг бывшему барину. В ином случае имущество каждого крестьянине описывалось, продавалось с молотка и шло на покрытие долга. Угроза подействовала, и деревенские жители заплатили.

– К церкви погоста Выдра относилась только деревня Голубино?

– К приходу церкви погоста Выдра исторически относилось пятнадцать деревень, хотя не все сохранились к XIX веку. Это значит, что на кладбище Богородице-Рождественского храма хоронили людей со всей округи. Священник Любимов в «Летописных заметках» собрал много статистики. С помощью вычислений на основе его данных, я определил, что на кладбище погоста Выдра похоронено около пяти тысяч человек. Уже в конце XIX века кладбище переполнилось, и усопших хоронили «этажами».

Священник обратился к обществам крестьян деревни Голубино и деревни Барыбино, чтобы они выделили землю для новых кладбищ. Крестьяне барыбинского общества поняли, что можно взять хорошие деньги за землю. Они выставили батюшке серьезную сумму, хотя сами же хоронили родных и сами должны были лечь в этой земле. Торг шел больше года, и, в конце концов, они взяли-таки со священника двадцать рублей серебром. Голубинское общество крестьян, напротив, выделило землю без проблем. Более того, крестьяне Голубинского общества позже отдали участок для земской школы.

От кладбища ничего не осталось. Эту землю несколько раз перепахивали бульдозером. Однажды на погост приехали потомки деревенских жителей из Америки. Тогда здесь не было забора, а местные и дачники устраивали на бывшем кладбище пикники. Отдыхающие пили пиво и играли в волейбол. Американцы сколотили из досок крест, поставили на пустыре и написали на жестяной доске призыв относиться к месту с уважением, потому что тут был храм и кладбище.

– Каким будет мемориал на погосте Выдра?

– Мемориал – это не обязательно стела высотой сто метров работы Церетели. Это может быть вообще нечто виртуальное. Главное – это сохранить память. Будет ли здесь какой-то осязаемый мемориал не так важно, хотя в перспективе мы попробуем открыть фундамент храма и других старых построек. Нарастим его кладкой под старину и закроем. Поставим информационные щиты с картинками, фотографиями и текстом. Можно проложить маршрут, замостив дорожку от одного объекта к другому, чтобы человек потратил час и будто побывал на лекции. Богородице-Рождественский храм и погост Выдра – это реальный исторический объект. Никто ничего не придумывает.

Наша задача донести до местных жителей историю села и округи. В XX веке здесь практически полностью сменилось население. Старожилов осталось мало и все они в серьезных годах. Дети тех, кто жили здесь когда-то, переехали в Москву, в Германию, в Америку. Здесь произошла серьезная ротация жителей в послевоенные годы. Людей оставалось мало, а надо было работать на земле. Приезжали новые люди с Украины, из Рязанской, Воронежской, Тамбовской областей. Их потомки живут здесь, но никто не знает истории села. Грех на них обижаться, потому что им и негде было узнать.

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх