Юрий Метелкин: «Мы спасли от забвения целый пласт нашей культуры»

Герои Подмосковья
Михаил Федин

Фото: [Михаил Федин]

За время своего существования проект Юрия Метелкина «Старое радио», которому недавно исполнилось девять лет, стал популярен не только в России, но и в других странах. Юрий и его немногочисленные помощники по собственной инициативе нашли, оцифровали и выложили для свободного доступа в интернете десятки тысяч файлов ценнейших записей старого радио. Процесс оцифровки не прекращается ни на минуту, а сам Юрий занимается этим буквально целый день, захватывая ночь. Своим видением целей этой масштабной работы Юрий Метелкин делится в интервью.

- Верно ли, что «Старое радио» тесно связано с Подмосковьем?

- Во-первых, мой дом находится в Сергиевом Посаде, где я и проделываю основную работу над проектом. Во-вторых, именно в Подмосковье живет значительная часть волонтеров «Старого радио». Например, два человека из Королева, один – из Подольска, еще один – из Салтыковки. Вообще волонтеры есть даже и в других странах, например, моя главная помощница Марина живет в Гамбурге. В-третьих, у нас в активе первая премия губернатора 2014 года.

- В чем заключается деятельность волонтеров «Старого радио»?

- Оцифровка записей, поиск архивов, консультации. Например, наш волонтер Владимир Кульчицкий из Королева является экспертом по реанимации старой техники. Он возвращает к жизни сложную и редкую аппаратуру. Часто у меня возникают вопросы по технике, которая была сделана еще в советские годы. Мне приходят материалы из самых разных рук, как-то попал архив с очень редкой скоростью катушек, которая в быту практически не использовалась. Владимир решил мне эту проблему. Также он находит время и для оцифровки, несмотря на то, что у него маленькие дети и своя работа. Подчеркну, что волонтеры не получают никаких денег и работают исключительно на энтузиазме.

Другой волонтер - Дмитрий Фокин из Салтыковки, является профессиональным фольклористом. Он руководит детским хором и знает, как пели народную песню по-настоящему в XIX или XVIII веке, ведь часто мы слышим только «перевранный» более поздний вариант песни. Он является экспертом по музыкальным записям первой трети XX века, а также по военным и послевоенным годам. Его консультации помогают нам не делать стилистических и иных ошибок, когда мы обрабатываем материал. Кстати, он консультирует и Гостелерадиофонд и Росархив, и частных лиц. Кроме того, он занимается и оцифровкой записей и их поиском. У нас не все волонтеры являются поисковиками, часть волонтеров просто берут материалы, которые есть у меня дома. За все время в проекте участвовало около двадцати человек, но постоянных сотрудников меньше: кто-то выбывает, кто-то теряет интерес.

- Часто можно услышать мнение, что в интернете и так все есть, в архивах копаться нет смысла.

- Я таким ретивым людям отвечаю так: «львиная доля того, что есть в интернете, появилась там благодаря именно нашим поисковым работам». Людям часто кажется, что булки прямо на деревьях растут. Прежде чем какая-то старая запись появится в интернете, ее должен кто-то найти на пленке, приволочь домой, отмыть, поставить на аппарат, оцифровать, реставрировать, каталогизировать и атрибутировать. После всего этого нужно еще создать пространство, где можно было бы все это выкладывать, в нашем случае это сайт «Старое радио». Мы не сгребаем из интернета то, что там уже есть, именно мы туда и кладем. Я считаю, что мы с нашими волонтерами выложили в сеть гораздо больше, чем все аналогичные энтузиасты. Мы, по сути, спасли целый огромный пласт нашей культуры. Горстка людей выполнила задачу, которую должно выполнять государство.

- Какую задачу вы себе ставили, когда начинали проект «Старое радио»?

- Дело в том, что в 1990-е годы в стране произошел разрыв в передаче культурных ценностей. Тогда из эфира ушли радиостанции старого советского формата и включились новые, совершенно другие. Новые радиостанции моментально вышли на западный контент, который заполнил все эфирное пространство, ведь все западное было в новинку. Мы, как говорится, то кипятком обливаемся, то ледяной водой, никак не можем обойтись без крайностей. Я поставил себе задачу, попытаться залатать этот разрыв, чтобы наследие старого радио не ушло в небытие. Поколение, выросшее в девяностые, уже практически ничего не знает о той культурной традиции, в частности старого радио, которая была в советские годы. А ведь тогда делали очень качественный продукт, аналогичный которому сейчас сделать порой невозможно. Представьте, раньше для записи простой девятнадцатиминутной сказки приглашались по заказу государства лучшие актеры, лучшие сценаристы, записывалась фоновая живая музыка в больших студиях, а писали эту музыку лучшие композиторы. А теперь представьте, если я сегодня приглашу озвучивать сказку Олега Табакова, попрошу Гладкова написать музыку, попрошу филармонический оркестр отрепетировать и сыграть музыку, подгоню туда автобус с аппаратурой и запишу. Бюджет создания такой сказки перевалит у меня за сотню тысяч долларов. Сейчас никто не может себе такого позволить, а тогда только так и создавался радиоконтент.

В девяностые годы стали гнаться за тем, как сделать подешевле. Садился какой-нибудь профессионал, а может быть и любитель, и начитывал на аудиокнигу всего Чехова или Достоевского монотонным голосом, подкладывая музыкальный фон, записанный на «кассио-балалайке» стоимостью в двадцать долларов. Вот такого низкого качества продукт и стал преобладать.

- Вы неоднократно выступали за изменение закона об авторском праве, в чем его проблема?

- Проблема в абсолютной неадекватности закона скорости развития современного информационного пространства. За последние сто лет со времени изобретения электричества технический прогресс стал развиваться молниеносно. Мы живем в интересное время. В XVIII веке у книги был, действительно, долгий срок жизни. Книгоиздателей было мало, печатали долго, переиздать произведение было целой проблемой. Сейчас же все происходит очень быстро. Раньше не было такого количества писателей, а сегодня нет читателей – все стали писателями. Информационное пространство стало очень плотным. Представьте, простое письмо шло из одного города в другой две недели. Однако во времена медленной коммуникации авторское право длилось всего 14 лет, а если в течение еще 7 лет автор не объявлялся, то произведение считалось общим достоянием. Сегодня же срок авторского права был увеличен почти до 100 лет. Это абсурд. Это выгодно только таким архаичным, «динозаврским» институтам, как агентства по охране авторских прав. Они, по сути, берут дань со всех нас за предоставление нашего же культурного наследия, при этом сами они его не создают и не создавали. Этот закон буквально хоронит наше наследие.

По сути, потомки авторов, которых мы публикуем, могли бы пожаловаться на меня и на мою деятельность, несмотря на то, что она абсолютно некоммерческая. Но в реальности дети и родственники авторов, наоборот, благодарны мне. Буквально на днях звонил и благодарил меня сын Ираклия Андроникова. Сын великого актера Игоря Ильинского, которого современное поколение уже забыло, ахнул, когда увидел, сколько произведений его отца мы нашли. Он мне сказал: «Я думал, что у меня сохранились редкие записи отца, а, оказывается, у меня всего четыре записи, а у вас их под сотню». Получается, если бы не мы, про великих деятелей культуры прошлого просто никто и никогда не вспомнил. Вот почему вместо жалоб потомки актеров, исполнителей и композиторов прошлого нам только благодарны.

- Аудитория «Старого Радио» – это ведь не только люди старшего возраста?

- Нет, но начинал я с того, чтобы создать своеобразную зону психологического комфорта и спокойствия для людей старше пятидесяти лет. Представьте, вы прожили большую часть жизни в определенной обстановке, а потом пришли молодые люди и изменили весь окружающий ландшафт, к которому вы привыкли. Это же стресс и шок! Куда деваться этим людям? Они могут частично смотреть и слушать то, что предлагает им современное радио и телевидение, но это не удовлетворяет их интересы. Помимо двух-трех исполнителей, которых иногда вспоминают сегодня в медийном пространстве, есть еще сотни певцов, актеров, деятелей искусства, десятки тысяч фонограмм и записей, про которых забыли. Мы задались целью вернуть людям старшего возраста их территорию. У них наконец-то появилась отдушина, я знаю это по письмам, которые получаю. Внук ставит бабушке на телефон приложение, и она может слушать «Старое радио» прямо с телефона. Приложение, кстати, было разработано, поддерживается и модернизируется на альтруистической основе, хотя по-хорошему это стоит больших денег.

Со временем, помимо людей старшего возраста к проекту стали проявлять интерес умные мамочки. Они подсадили своих детей на спектакли и сказки в рамках нашего «Старого радио» и теперь их дети слушают по-настоящему качественно записанные сказки и другие детские программы. Ведь тексты сказок или классики не меняются - это все те же произведения, но в исполнение лучших актеров прошлого, с лучшей музыкой и так далее.

Я надеюсь, что если не будет опять, как часто в нашей истории бывает, катаклизмов и разрывов, то эти дети, выросшие на сказках старого образца, будут иметь совсем другой вкус и запросы к качеству культурного продукта, чем сейчас. Если благодаря «Старому радио» и не только ему родители смогут дать нормальное культурное воспитание хотя бы для тысячи детей, и из которых выйдут потом первооткрыватели, ученые, создатели, то я уже буду считать свою миссию выполненной.

Поделиться