Герои Подмосковья

Константин Братчиков: «Любительское объединение «Старица» – это порыв души»

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

Константин Братчиков – руководитель и создатель любительского объединения «Старица» в селе Марчуги Воскресенского района. Целью клуба является приобщение детей к истории села и его окрестностей, военной истории семнадцатого века и сельской культуре. По своей инициативе и на свои средства Константин организовал прошлым летом в Марчугах масштабный праздник «Стрелецкий сбор», собравший несколько сотен участников.

– Расскажите, чем интересно село Марчуги?

– Наше село древнее, оно находится примерно в восьми километрах от Воскресенска. Здесь издавна были государевы земли. В начале XVII века, как раз после Смутного времени, Марчуги считались вотчиной князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободившего Москву от поляков. В этом селе он содержал своих боевых холопов, то есть солдат, которые подчинялись не государю, а лично ему. Можно сравнить это с современными частными военными компаниями. Как воевода князь Пожарский должен был выставлять на войну определенное количество людей. Это число было пропорционально его земельным владениям, а так как у него было много земельных владений, то и его «частная военная компания» была огромная. Известно, что только в селе Марчуги жили двадцать боевых холопов, которые занимались княжеским «бизнесом» – разведением боевых коней. Пойменные луга Москвы-реки в наших краях давали хорошую сочную траву, и вообще в округе от Бронниц и до нынешнего Воскресенска в прежние времена был распространен промысел разведения боевых коней. Надо понимать, что крестьянские кони отличались от боевых коней примерно так же, как грузовики отличаются от танков.

– Почему вы решили создать здесь любительский клуб «Старица»?

– Начнем с того, что буквально на днях я стал ведущим методистом в Музее боевой и трудовой славы и культурном центре «Усадьба Кривякино» в Воскресенске. По сути, это единая структура. Условно говоря, в Кривякино находится часть краеведческой экспозиции об истории Воскресенского края до постройки химического комбината, который дал основание городу, а в Музее трудовой и боевой славы представлена история после постройки химкомбината и по сегодняшний день.

Говорить, что это пользуется какой-то популярностью у жителей Воскресенска сложно. Дети ходят, потому что их приводят, иногда приезжают и взрослые от предприятий. Мы не можем тягаться в этом отношении с Коломной или даже с Егорьевском. Коломна – это древний город, там есть кремль и развитая инфраструктура приема гостей. В Егорьевске замечательный историко-художественный музей. У нас этого нет. Нельзя сказать однозначно, что это плохо, ведь так город развивался исторически. В Воскресенске было производство, была хоккейная команда, здесь никто и не предполагал делать центр изучения истории края или привлекать, не дай бог, туристов. Основываясь на опыте любительского объединения «Старица» я хотел бы немного преодолеть недостаток в культурном досуге жителей Воскресенска и его района.


Я живу в селе Марчуги, и мне однажды пришла мысль – а почему бы не собирать здесь на бесплатной основе детей и не проводить с ними разные мероприятия, связанные с историей и традициями русского села? Прежняя заведующая местным клубом Татьяна Алексеевна была не против моей задумки и даже, наоборот, поддержала ее. У меня большой опыт в проведении развлекательных мероприятий, я занимаюсь корпоративным туризмом. Это так называемый тимбилдинг и различные «ивенты», связанные с корпоративной культурой.

Поскольку у меня было какое-то свободное время, я предложил проводить в Марчугах раз в месяц мастер-классы и события на базе сельского клуба. Его помещение – это старый купеческий дом XIX века с очень красивыми наличниками. В этом доме жил купец, который гонял караваны по Москва-реке и имел бурлаков. Вообще Марчуги было богатым селом, потому что располагалось на водных торговых путях. Мы попробовали провести программу примерно на полтора часа, собрали около двадцати детей. В первый раз мы буквально ходили по дворам, как немцы с автоматами, и притаскивали, кого могли поймать. Все кто пришли, получили большое удовольствие.

– Что происходит на встречах вашего клуба?

– На каждом мероприятии мы изучаем что-то новое. Например есть такая малоизвестная ракульская роспись по дереву. Эти орнаменты характерны для Архангельской деревни. Помню, от корпоратива осталось порядка двадцати горшков, которые мы потом расписывали с детьми другими видами орнаментов. Мы занимались глиняной игрушкой, прошли всех птичек, лошадок, дымковских барышень. Изучали особый шрифт XVII века – устав.

В прошлом году на 23 февраля к нам приезжал мальчик в форме 1941 года. Он рассказал детям, как солдаты защищали южные и восточные рубежи Подмосковья. Потом мы сделали из картона масштабную модель броневика БА-64, который использовался с 1941 по 1945 год. Броневик был сделан как надо: с колесами и прочими деталями, внутрь него можно было залезть и сфотографироваться. Как-то мы готовили программу «Учимся играть в лапту», хотя проводить ее с маленькими детьми было сложно. В основном на события клуба «Старица» приходят маленькие дети, а те, кто постарше, считают себя слишком большими для этих игр. Их нужно целенаправленно к этому подталкивать.


– Какое главное достижение клуба «Старица»?

– Можно сказать, что главным событием нашего клуба стал праздник «Стрелецкий сбор», который мы провели летом прошлого года в Марчугах. Этот сбор я проводил за свой счет, пригласил реконструкторов, научных специалистов. Одного из них – Курбатова Олега Александровича я считаю одним из самых продвинутых исследователей темы русской армии XVI-XVII веков. Он кандидат исторических наук, работает в Российском государственном архиве и у него куча монографий и статей. Олег Александрович привез к нам детей из своего клуба, и у нас получилось настоящее посвящение в стрельцы. Мы насчитали 350 участников – такого события никогда не было в селе. Нам помогло и управление района по культуре, благодаря которому появился туалет, музыкальный центр, приходил участковый, и приехала скорая медицинская машина. Это событие было организовано целиком снизу, от народа, а не по разнарядке сверху. Конечно, пришлось потратить какие-то деньги, чтобы все это произошло, но оно того стоило. Любительское объединение «Старица» в целом является таким порывом души, и я вижу, что это работает, и в районе увидели, что это работает, и начали меня подтягивать и для другой деятельности.

– Что это за деятельность?

– С декабря месяца в поселке Белозерский действует школа-студия глиняной игрушки и гончарного дела, в которой я провожу занятия два раза в неделю. На курс ходит примерно 15 человек. У нас уже есть достаточно работ детей, которые мы будем выставлять и показывать. Я вошел потихонечку в эту структуру и все наработки из любительского клуба «Старица» я буду внедрять и здесь. Уже сейчас мы запустили две программы, которые будут проводиться в Воскресенске на базе Музея трудовой и боевой славы и усадьбы Кривякино. Первое мероприятие называется «Древняя русская азбука». Оно будет посвящено истории возникновения и особенностям нашего алфавита. Предполагается интерактивное занятие по обучению тому шрифту, которым писали в древности. Каждый ребенок, который придет на это занятие, получит перо-держатель и бумагу, разлинованную специально под этот шрифт. Мы будем рассказывать о том, кто такие Кирилл и Мефодий, а потом покажем хороший современный мультик. То есть у нас, я надеюсь, получится комплексный формат, который было бы трудно осуществить в рамках любительского клуба «Старица».

Кроме того, ребенок поймет, что кроме диких мультиков, которые крутят по телевизору, можно, оказывается, смотреть шикарные мультики, рассказывающие про наши традиции, про правду, про дело. Есть, например, замечательный мультфильм Михаила Алдашина «Рождество». Почти никто не знает его, а ценителями он считается чуть ли не таким же шедевром, как «Ежик в тумане» Норштейна. Детям нужно преподносить эти знания на серьезном и высоком уровне. Нельзя показывать этот мультфильм, если делаешь какую-то ерунду. Мало того, что дети должны узнать для себя что-то новое, они должны понять, что это и есть наша культура и традиция. Мы так жили и сейчас продолжаем так жить, просто мишура и бантики изменились, а основа осталась прежней.

– Чему будет посвящена вторая программа?

– Вторая программа будет называться «Святые воины Руси» и будет посвящена военно-исторической тематике. Эти программы начнутся в феврале, я уже выпустил их анонсы в соцсетях и уже, кстати, приходят заявки от родителей. «Святые воины Руси» – это также комплексная вещь. Там будет рассказ о Лонгине Сотнике, Феодоре Стратилате, Михаиле Архангеле, Георгии Победоносце. То есть речь пойдет о святых и о библейских фигурах, связывавшихся на Руси с военным делом. Кроме того, мы поговорим, конечно, и о русских полководцах, причисленных к лику святых. Затем мы опять же покажем хороший мультик, посвященный Куликовской битве. У нас будут доспехи и оружие древнерусского ратника, которые можно будет примерить и потрогать. И, конечно, будет костюм государева стрельца со всем снаряжением. Он будет показывать наш путь от древнерусского ратника к воину-стрельцу.


– А почему упор именно на святых воинах прошлого?

– Все наши герои шли под стягами, на которых были изображены святые воины. На стяге князя Пожарского, который шел освобождать Москву от поляков, был изображен Архангел Михаил, а на обороте – ветхозаветный персонаж Иисус Навин. Этот библейский мотив был характерен для всех воинских соединений, которые шли на взятие крепости. Поскольку народное ополчение шло брать кремль, то этот образ Навина и появился на стяге. Мне кажется, что при должной подаче и раскрутке – это будет хороший формат. В рамках клуба «Старица» сделать это все было бы сложно, потому что там нет таких условий, как в Воскресенске.

– Как бы вы определили то, чем вы занимаетесь?

– Я не профессиональный гончар, фехтовальщик или экскурсовод. Если взять все это по отдельности, то получается, что я вроде как никто, а когда это все соединяется, то понимаешь, что ты своего рода специалист. Ты можешь работать с любой группой до 40 человек включительно, можешь рассказать, увлечь и можешь проследить, чтобы никто не получил травму. Можно сказать, что я занимаюсь социально-культурным обслуживанием.

Нужно понимать, что и для кого ты делаешь. Если твоя аудитория ставит задачу просто развлечься и подурачиться без погружения в тему, то можно надеть синтетическую косоворотку, намалевать себе щеки, а потом прыгать и скакать на потеху публике. Можно сделать вполне профессиональное шоу в стиле такого фэнтези «а ля рюс». Но если ты ставишь просветительскую задачу, то нужно знать историю, нужно быть облаченным в определенную одежду, соответствующую и месту и эпохе, нужно уметь ее носить, знать основы этикета и многое другое.

– Как вы приобрели опыт и знания в таких разных сферах?

– У меня педагогическое образование, я тренер по акробатике. Первым делом я пошел работать в школу, благодаря чему научился работать с детьми. Потом, когда занялся коммерческой деятельностью, стал работать с взрослыми. Когда они собираются вместе, сразу становятся как дети и начинают баловаться. Когда я занимался всеми этими мероприятиями, связанными с корпоративным отдыхом, мне приходилось на ходу обучаться разным вещам. Приходилось солить суздальские огурцы, крутить гончарный круг в Скопине и так далее. Я хорошо рисую с детства, а историческим фехтованием занимаюсь до сих пор.

Сначала я водил экскурсии по Москве в желтом кафтане стрельца заяицкого полка. До сих пор, мне кажется, я один такой стрелец в Москве, который водит экскурсии по Красной Площади. Кроме того, совсем недавно недалеко от Третьяковской галереи открылся интересный музей «Стрелецкие палаты», где я также являюсь записным стрельцом. Как раз обкатанные, в том числе и в Москве, технологии мне хотелось бы перенести сюда. Такого комплексного подхода, чтобы одновременно тебе дали возможность что-то узнать, попробовать на себе, причем получить это на современном уровне, как это делается в Москве или в Коломне или еще где-то, вот этого, мне кажется, у нас немножко не хватает. 

Антон Саков