Турникеты Чехова стали проблемой

12:43, 04 августа 2014

Год назад на железнодорожной станции Чехова установили турникеты и ограждение. «Железные стражи» существенно осложнили жизнь законопослушных пассажиров, но не стали заслоном для зайцев, которые без труда находят бреши в местном контроле. Как работает пропускная система, наш корреспондент проверил на себе, отправившись в Чехов в конце рабочего дня.

Народу вечером в будний день в Чехов едет много. Из серпуховской электрички выплеснулась целая пассажирская волна, подхватила и понесла в сторону темного зева подземного перехода. По пути только и успеешь покрутить головой, отмечая основные «вехи» нового тестируемого объекта.

Чехов – станция, не похожая на другие. Здесь всего одна пригородная пассажирская платформа и та – островная. К одному ее «берегу» прибывают поезда, идущие из Москвы в область, к другому – в обратном направлении. На остальных путях, а Чехов не только пассажирская, но и грузовая станция, часто стоят товарные составы. Сейчас - так густо, что за ними не видно вокзала. На самой пассажирской платформе имеются навес, скамейки, урны, расписание и газетный киоск, а вот электронных табло нет. В город с платформы можно попасть по подземному пешеходному переходу.

То, что в Чехове не привычный пешеходный мост, а подземный переход, конечно, уже само по себе замечательно. Потому что для подмосковных железнодорожных станций это большая редкость. В большинстве случаев пассажирам приходится взбираться по крутым ступенькам высотных эстакад, а кое-где, как в Сергиевом Посаде, и вовсе на свой страх и риск перебегать железнодорожные пути по наземному настилу. Однако все эти прелести – экстремальные ступеньки и кросс через пути, как выяснилось, и здесь присутствуют.

Уже на подступах к подземному переходу нужно внимательно смотреть под ноги, иначе немудрено оступиться. Во-первых, ступеньки не в идеальном состоянии. Во-вторых, освещения явно не хватает, потому что входная галерея, которая, похоже, была когда-то застекленной, сейчас наглухо забита щитами. С точки зрения доступной среды, все тоже довольно глухо: отсутствует даже привычный швеллер (правда, он есть чуть дальше, в тоннеле). Впрочем, оно и понятно: при установке такой конструкции в столь тесном пространстве количество инвалидов в Чехове может только увеличиться.

Внизу – изрядно замусоренный и сумрачный тоннель. К счастью, не очень длинный, но ведущий лишь в одну сторону – к вокзалу.

– В одиночку тут страшновато, – поделилась студентка Наташа, показывая облупленные грязные стены. – Особенно в позднее время.

– А по мне так одному лучше, – невесело усмехается мой пожилой попутчик. – Потому что в часы пик тут народу бывает, как селедки в бочке. Проход-то узкий, а впереди – турникеты. Их даже отключают во избежание давки.

Но вот наконец и свет в конце тоннеля. Вернее, павильон с турникетами. Их всего пять. Наш ряд уткнулся носами в спины предыдущего, сзади напирали потные попутчики. Сейчас жарко, приятного мало. Однако хорошо ли тут зимой – тоже большой вопрос. Павильон представляет собой всего лишь пластиковую крышу, так что в морозы не очень-то согреешься. В этой ситуации не позавидуешь не только пассажирам, но и стоящим на посту контролерам.

Слегка помятые прибывшие пассажиры в здание Чеховского вокзала не попадают. Преодолев подземный переход и турникеты, они сразу сворачивают на привокзальную площадь. Белое одноэтажное здание станции остается слева. К сожалению, вида на него со стороны города практически нет, хотя оно того заслуживает. Вокруг плотная застройка, даже с собственной привокзальной площадью здание не составляет единой композиции. А небольшой скверик перед вокзалом сегодня засыпан песком и перетянут ограждающей лентой в связи с ремонтными работами.

Зато проблема «перекуса» здесь не стоит, даже учитывая отсутствие буфета на вокзале. Напротив, через площадь – кафе с «японской и европейской кухней», чуть поодаль – торговые ряды. По периметру привокзальной площади, как водится, супермаркеты, торговые комплексы, предприятия общепита. Картина пестрая, до единого архитектурного и оформительского стандарта здесь далеко. Хотя поработать над этим имело бы смысл. Несмотря ни на что, пристанционная территория выглядит мило и симпатично, а почти домашний палисадник придает ей особое очарование.

Да и привокзальная площадь, от которой отходят автобусы, хоть и не блещет идеальной чистотой, впечатления запущенности не производит. По крайней мере, куч мусора, которые попадались на глаза вблизи вокзалов некоторых городов Подмосковья, в Чехове не наблюдается.

Зал ожидания в здании вокзала в Чехове имеет форму восьмиугольника. Просторный и светлый, выполненный в бежево-белых тонах, он был бы еще светлее, если бы половину окон, украшенных изящными ламбрекенами, не загораживали выстроившиеся в ряд автоматические билетные кассы. В количестве девяти штук. Может, стоит вынести хотя бы часть из них за пределы вокзального здания? Тем более что на сегодняшний день вне зала ожидания установлен один-единственный билетопечатающий автомат и тот уже за турникетами.

Проблемы отдохнуть на вокзале, судя по всему, нет. У противоположной стены, той, что не подпирают автоматические кассы, – два ряда кресел для пассажиров. Хотя некоторые предпочитают коротать время в находящемся по соседству современном здании автовокзала, где имеются кафе, салон красоты, турагентство, аптека и другие торгово-бытовые излишества. А это немаловажно, с учетом, что самый большой дневной перерыв между электричками в будни составляет около 2,5 часа.

Зато от летней жары толстые стены старого железнодорожного вокзала спасают куда как надежнее. К тому же в них намного уютнее. Глаз ласкают роскошные, как в театре, люстры под старину и полное отсутствие изрядно примелькавшегося повсеместного пластика. Здесь даже ручные кассы – три пригородные и одна дальнего следования, – как в старые добрые времена: в виде «амбразур» в стене. Кстати, если время позволяет, народ по большей части берет билеты именно в них, игнорируя «железных кассиров» у стены.

Хотя, как и практически на всех железнодорожных станциях Подмосковья, туалета для пассажиров в зале ожидания нет, долго искать удобства не приходится. Заветный домик обнаруживается сразу же за служебным зданием, по правую руку от вокзального. Точнее, даже не домик, а вагончик, обшитый деревом и выкрашенный синей краской.

Внутри все предельно лаконично: кабинки с тяжелыми засовами и железная раковина умывальника в просторном «предбаннике». Вода в кране, как водится, только холодная, туалетной бумаги нет, зато вход абсолютно бесплатный и довольно чисто для подобного рода общественных заведений. Для сравнения: во многих привокзальных туалетах за примерно такие же удобства берут с посетителя от 10 до 20 рублей и ничуть при этом не краснеют.

Со слов завсегдатаев, местное заведение после недавнего ремонта находится сегодня в своей лучшей форме. Но даже если раньше (включая чеховские времена) оно выглядело хуже, за его нынешнее состояние Чехову можно смело поставить «зачет». Ведь это первый бесплатный пристанционный туалет, встретившийся нам в процессе тестирования подмосковных вокзалов. А если вспомнить, что на некоторых из них, к примеру, в Можайске и Расторгуеве, места общественного пользования отсутствуют в принципе, смягчится даже самый строгий критик. В конце концов, много ли нужно усталому путнику, промаявшемуся полтора часа в электричке?

Как уже было отмечено, подземный переход на станции Чехов ведет только к вокзалу, то есть в одну сторону. В то время как у железной дороги их традиционно две. Поэтому через пути жители Чехова перебираются старым дедовским способом – по шпалам, а конкретно - по деревянному настилу. По той же причине в железнодорожном ограждении имеются специально предусмотренные проемы. У одного из них, того, что возле вокзала, мы знакомимся с двумя Сашами: большим и маленьким. Оба Саши местные, один дедушка, другой – внук. Оба – потомственные железнодорожники. Двухлетний Саша очень любит наблюдать за поездами, а дед не может ему в этом отказать. Но вдруг мальчуган оживляется по-особому.

– Зайцы! – кричит малыш. – Зайцы!

И в самом деле, в проем видно, как с платформы, к которой только что прибыл электропоезд из Москвы, спрыгивают мужчины и женщины. В основном молодые, конечно, а некоторые даже с коробками, ящиками и тележками. А то и с детьми.

– Раньше, еще до турникетов, с платформы вниз вели ступеньки, а потом их просто обрубили и поставили сетку, – поясняет Саша-большой. – Только кого это остановит?

– Может, люди прыгают потому, что туннель односторонний? – предполагаю я, хотя большинство «зайцев», честно говоря, сворачивают к вокзалу.

– Вряд ли, – вздыхает собеседник. – На той стороне народу мало живет, в основном дачники. Потому и тоннель туда вести не стали, посчитали, что дорого.

Что ж, может, оно и так. Только теперь у «зайцев» есть законное оправдание. Даже у тех, которым надо к вокзалу. А еще – оставленная самими же железнодорожниками возможность в виде проходов в ограждении. Кстати, это самое ограждение, как рассказали горожане, напрочь отрезало от остального Чехова жителей улицы Зеленой. В результате, чтобы добраться до школы, работы, социальных объектов, им приходится делать большой круг.

Главный вывод, который можно сделать, побывав на станции Чехов: предпринятые здесь технические нововведения никому на пользу не пошли. Вряд ли с установкой ограждений и турникетов железнодорожники много выгадали, учитывая, какое раздолье здесь для «зайцев». К тому же, как известно, далеко не все можно измерять деньгами, особенно когда дело касается удобства и безопасности граждан. Ведь нетрудно понять, что на станции, имеющей единственный выход с пассажирской платформы через узкий подземный тоннель, столпотворение – обычное дело.

В апреле нынешнего года в переходе были отремонтированы ступеньки и сделано освещение, тем не менее объект остается в плачевном состоянии. Помимо этого, люди жалуются, что у пяти турникетов на входе-выходе подземного перехода в часы пик скапливается большое количество пассажиров.

Комментарий пресс-службы администрации Чеховского района

«Железнодорожная станция действительно создает много неудобств для жителей и гостей города и района. Но поскольку подземный переход не является муниципальной собственностью, его ремонтом и содержанием местные власти заниматься не могут. А наши неоднократные обращения к руководству РЖД до сих пор остаются без ответа».

© 2019 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх