Главный логопед Минздрава Московской области: «Ковид усиливает проблемы детей, которые плохо говорят»

Здоровье

До старта нового учебного года еще две недели, а многие родители уже сейчас начинают подыскивать для детей репетиторов. Самые распространенные жалобы – плохо считает, читает, запоминает и вообще не хочет учиться. Однако чаще всего в такой ситуации надо спешить не к репетитору, а к логопеду. Особенно если ребенок переболел ковидом.

СЪЕДЕННЫЙ ПРОГРЕСС

В самом начале лета сын Ольги М. из Ногинска третьеклассник Олег переболел вместе с семьей коронавирусом. Сама болезнь прошла легко, а вот последствия не отпускают до сих пор.

– В августе мы решили повторить учебный материал и пришли в ужас – сына словно подменили. Даже простые задачи даются ему тяжело, он читает и тут же забывает прочитанное, не может пересказать текст, – сетует Ольга.

Женщина уже планировала подобрать репетиторов. Но участковый терапевт порекомендовал показать ребенка логопеду и нейропсихологу.

– Ковид – коварная болезнь, последствия которой проявляются на протяжении многих месяцев. Он замедляет работу головного мозга, процессы развития и негативно сказывается на умственной деятельности, – рассказывает главный логопед Министерства здравоохранения Московской области, заведующая Центром патологии речи в Балашихе Анна Семкина.

Особенно ярко проявляются последствия заболевания у детей с речевыми нарушениями. Болезнь в мгновение ока «съедает» весь прогресс, нивелируя наработанную базу, и работу приходится выстраивать заново.

– Мозг ребенка пластичен: даже если ситуацию оставить «как есть», его функции подтянутся со временем, – говорит Семкина. – Но в случае со школьниками, которые и так испытывают колоссальные нагрузки во время обучения, лучше не терять времени.

НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ

Сегодня в Подмосковье насчитывается более 5 тыс. детей с различными речевыми патологиями. Все они уже проходят реабилитацию под руководством логопедов, нейропсихологов и неврологов. Однако истинное количество нуждающихся в помощи намного больше, уверена Семкина.

– Самая главная и грубая ошибка родителей – это игнорирование проблемы, – говорит врач. – Не стоит слушать бабушек и соседок, утверждающих, что молчание – золото. Чем раньше вы отследите проблему и подключите коррекционную программу, тем легче ребенку будет учиться в школе.

УСПЕТЬ, ПОКА МОЛОДОЙ

Ведущий специалист Центра речи в Балашихе, нейропсихолог Ольга Кулиш отмечает: звук – это показатель, который лежит на поверхности. Следом за ним идут трудности в распознавании отдельных букв и слов, нарушения процесса письма и сложности в изучении арифметики.

– Все эти проблемы связаны с индивидуальными особенностями развития головного мозга. Далеко не каждый педагог способен корректировать работу такого ребенка. А родители, не зная к кому обратиться, отправляют детей к репетиторам, пытаясь нарастить скорость чтения и счета, – говорит Кулиш.

Чтобы решить проблему, прежде всего нужна грамотная диагностика. Лишь выяснив, с чем связано речевое нарушение, можно «починить» пострадавшее звено. Иногда, отмечает Кулиш, мозг ребенка бывает просто не готов к непосильным задачам.

К сожалению, по словам Семкиной, чем старше школьник, тем меньше шанс, что родители решатся показать его логопеду или нейропсихологу. На сложных предметах ставится крест, подростка клеймят «неспособным» и «бестолковым». Проблема закручивается, и без помощи психолога ее уже не победить.

– Коррекцию речевых проблем у ребенка желательно провести до 15 лет. Чем раньше со школьником начнут работать специалисты, тем легче учиться ему будет в дальнейшем. Сегодня для детей, проживающих в Московской области, помощь центров речевых патологий доступна бесплатно, по полису ОМС, – отмечает главный логопед Министерства здравоохранения Московской области Анна Семкина.