Талант дирижера-виртуоза Олега Лебединского оценил президент России

Искусство
Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня]

Музыкант-многостаночник: скрипка, саксофон, фортепиано, медные духовые, кларнет... С нуля создал полковой оркестр. Исполнял с военным оркестром все: от Баха до Свиридова. Причем в собственных аранжировках. Ученики при первом разговоре видят только его спину. И сразу понимают всю тяжесть избранной профессии. Олег Лебединский 19 лет возглавлял Государственный духовой оркестр России и семь лет был художественным руководителем и главным дирижером Губернаторского оркестра Московской области. Длинный список наград и благодарностей маэстро, славящегося неповторимым стилем и потому желанного и почетного гостя на международных конкурсах и форумах, недавно пополнила почетная грамота президента Российской Федерации. Вручил ее от имени Владимира Путина губернатор Андрей Воробьев. Корреспондент «Подмосковье сегодня» одним из первых поздравил Олега Викторовича и побеседовал о музыке и о судьбе.

Гипноз зрителя

Военный университет Министерства обороны России. Профессор Лебединский объясняет основы мастерства первокурснику дирижерского факультета Рафаэлю Кашаеву. С маэстро можно картину писать – настолько выразительно его лицо, эмоциональна жестикуляция. А он при этом смотрит... в окно.

– Дирижерское мастерство – в некотором роде гипноз. Артисту, который стоит спиной к залу, надо обладать мощнейшей силой, чтобы зрители не обсуждали его костюм или лысину. Чтобы зал слышал музыку, – поясняет Олег Викторович.

В этом университете Лебединский преподает с середины 80-х. А еще охотно делится мастерством с учащимися Московского областного музыкального колледжа им. С.С. Прокофьева в городе Пушкино. Ученики слушают его лекции, затаив дыхание, а попасть к профессору на индивидуальные занятия считается подарком судьбы. Неудивительно. Более чем 40-летний опыт руководства оркестрами позволяет Олегу Викторовичу проходить с воспитанниками сложнейшие партитуры, всегда добиваясь высоких результатов. К примеру, духовой оркестр колледжа неоднократно становился лауреатом первой премии Московского областного конкурса-смотра.

Игра со стилями

– В свое время я был призван в Туркестанский военный округ, где мне пришлось создавать полковой оркестр буквально с нуля. Набрал ребят, которые умели играть на разных инструментах, подобрал несколько произведений на слух и – вперед, – вспоминает Олег Викторович.

Позже Лебединского перевели в оркестр штаба Туркестанского округа, с которым он освоил мощнейшую программу – музыканты играли буквально все: от Баха до Свиридова. Причем аранжировки мастер делал сам.

– Дирижер – это в первую очередь музыкант. Он обязан владеть несколькими инструментами. Я не говорю, что должен мастерски играть на них, но владеть обязан. Только тогда он сможет своим музыкантам донести суть того, что хочет получить, – отмечает Олег Викторович.

В жизни профессора Лебединского было многое: бесконечные переезды, война в Афганистане, после которой полковник поселился в Подмосковье, как дирижер Государственного духового оркестра России бывал на гастролях в Италии и Франции, Испании и Германии, странах Ближнего Востока.

В 2007-м Олег Викторович основал в Подмосковье Губернаторский оркестр. Сегодня коллектив считается одним из лучших духовых оркестров в Европе.

– Мы разрабатывали самые сложные партитуры, играли со стилями и жанрами, прорабатывали трудную музыкальную ткань, – комментирует маэстро путь к успеху.

Благодаря Олегу Викторовичу мир услышал изумительные концерты и плац-концерты. Пять раз мастер со своими коллективами участвовал в параде Победы.

Поделиться