В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву

Искусство
Денис Трудников / Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Сегодня]

Волоколамское шоссе, ставшее дорогой жизни и смерти в далеком 1941-м, прославил в своей книге писатель Александр Бек. Немецкий драматург Хайнер Мюллер, прочитав ее, написал пьесу. Режиссер Марина Брусникина накануне 70-летия Победы поставила по этой пьесе литературно-музыкальную композицию. А советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева предложила показать «Волоколамское шоссе» в Истринском районе, где шла в 41-м битва за Москву.

Генерал по имени страх

Сюжет незамысловат. Мы слышим записанную военным журналистом со слов командира батальона историю одного из подразделений, сражавшихся осенью 41-го на подступах к Москве:

– Мы лежим в окопных рвах и ждем команду начать атаку. Весь горизонт в немецких танках, все небо в немецких самолетах. И один генерал, имя которого – страх. Страхом пронизан холодный ветер, страхом пронизана гарь над полем боя. И только ужас перед грядущей атакой сможет развеять этот страх...

Главный герой в исполнении Анатолия Белого вспоминает войну и себя молодого. Вспоминает 41-й год, когда немцев разбили под Москвой. Перед глазами – расстрелянный за дезертирство с поля боя молоденький солдат. А в ушах – его пронзительная просьба:

– Простите меня! Простите меня!

До сих пор командира мучает сомнение: правильно ли сделал, что расстрелял мальчишку перед всем батальоном?

Война не затихает

Показано «Волоколамское шоссе» в программе фестиваля «Времена года. Время читать», который проходит в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье». По форме постановка напоминает древнегреческую трагедию. Усиливает впечатление великолепный симфонический оркестр Министерства обороны.

– В моем мозгу война не затихает. И медали жгут мне грудь, – рассказывает залу Андрей Белый. И мы, сидящие в зале, ему верим.

Любопытно, что режиссер Марина Брусникина время от времени меняет исполнителя главной роли. Сначала его играл Евгений Миронов. Теперь – Андрей Белый. Марина объясняет это стремлением придать постановке новое звучание. С Мироновым спектакль был одним, с Белым – совсем другой.

Анатолий Белый, заслуженный артист России:

– Как впечатления от работы?

– Мне приятно играть этот спектакль в Дедовске. Когда думаю о том, что, возможно, здесь, где мы сейчас стоим, в 41-м году были окопы, шли бои, у меня мурашки бегут по телу.

– Ваш герой не признает компромиссов. Расстреливает солдата, который прострелил себе руку, чтобы его комиссовали…

– Я играю командира, который сам готов пожертвовать жизнью, лишь бы остановить врага, не допустить его до Москвы. И он делает все для того, чтобы его солдаты перестали отступать, перестали бояться. Поэтому он решился на публичный расстрел. Ему нужно было побороть страх, поселившийся в его батальоне. Правда, потом он всю жизнь мучился сомнениями в правильности своего решения.

– В Дедовске – первый показ спектакля?

– Нет, мы уже выступали с ним 9 мая в музее имени Пушкина на Пречистенке в Москве. Надеюсь, будем играть его дальше. Мне очень нравится эта постановка. Нравится команда, где никто не тянет одеяло на себя. И так слаженно все получается, так трогательно и сердечно, что у меня порой наворачиваются слезы.

– В вашей творческой биографии военная тема звучит часто?

– Как ни странно – нет. Если и предлагают роли в кино, то, как правило, немцев. Видно, типаж у меня такой.

– Что для вас значит участие в этом спектакле?

– Я в нем участвую скорее как гражданин своей страны, а не как актер. И спектакль имеет гражданское звучание. Через семью каждого из нас прошел фронт. Забыть такое невозможно.

Поделиться